Петр Гремченко: география — это мировозрение

Обнинск инновационный. К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»

Продолжаем публикацию статей об экспертах Малой академии наук «Интеллект будущего». Эти материалы подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который был поддержан Фондом Президентских грантов.

Петр Иванович Гремченко ведёт в Малой академии наук «Интеллект будущего» секцию «География и экономика». Ветеран с полувековым трудовым стажем, учёный и педагог, знает географию не только по учебникам, лекциям и научным статьям, но и на практике.

Объять необъятное

Гремченко родом из Ростовской области. В семье кадрового военного с малых лет воспитывался в строгости. На «вы» называл не только родителей, но и старшую сестру.

Он никогда не мечтал связать свою жизнь с географией, даже не думал об этом. В школе учился хорошо и мог выбрать любой вуз, но судьба распорядилась по-своему.

В первом классе ему не по собственной вине пришлось стать второгодником. Маленький Петя ходил в редкое по тем временам учебное заведение — гимназию. Гимназисты носили специальную форму с фуражками и ранцы, похожие на современные рюкзаки, только более громоздкие и не такие удобные.

Путь в гимназию лежал через речку, которая зимой замерзала. По мостику перебираться было уже неинтересно, и мальчишки шли по льду. А перед этим на ранцах скатывались с высокого берега. Пете Гремченко однажды не повезло — он попал в полынью и стал тонуть.

Больше ничего не помню, потому что потерял сознание, — рассказывает Петр Иванович. — Очнулся, когда с моей одежды отбивали лед. Меня спасли, но целый год я потом тяжело болел. В себя стал приходить уже ближе к лету. И очень расстроился, когда понял, что потерял целый учебный год. Так что в первый класс пришлось идти повторно.

Но этот факт нисколько не отбил у мальчика желание учиться. Напротив, он стал усердно догонять одноклассников. Писали ребята тогда перьями, которые макали в чернильницу-непроливайку. Изучали каллиграфию, латынь. Гремченко схватывал всё на лету.

Школа для нас тогда была светочем, смыслом всего, мы жили в ней. Нас учили настоящие энтузиасты-пятидесятники. Они работали не за зарплату, они любили своё дело, — вспоминает Пётр Иванович.

Десятилетку окончил успешно. Когда настало время выбирать профессию, из чувства солидарности решил поступать вместе с друзьями на геофак Ростовского государственного университета.

Все поехали в Ростов, и я поехал. Все провалили экзамены, а я поступил, — шутит он теперь.

Через пять лет Гремченко получил диплом инженера-географа-геоморфолога. Но географию, как сам признается, полюбил лишь на третьем курсе. Почувствовал, что этот предмет — не «вещественный», как прочие дисциплины, а мировоззренческий. География показывает: необъятный мир можно объять, можно его изучать.

«А вы географию знаете?»

После института распределился в школу в Ростовской области. Отработал три года учителем географии и немецкого языка. Хотя мог бы в аспирантуру поступить: его диплом оценили как хороший задел для кандидатской диссертации. Но науку Петру Гремченко пришлось постигать на практике. Ещё год он работал школьным учителем в Сибири, на Ангаре, а потом его приняли в Северо-восточное геологическое производственное объединение.

Целых пятнадцать лет он искал золото в составе Сеймчанской геологоразведочной экспедиции. Вдоль и поперёк изъездил и исходил всю Магаданскую область. Параллельно трудился в Магаданском научно-исследовательском институте, а также преподавал в политехническом институте: читал лекции по экономике будущим горнякам.

Передо мной стояла задача — определить физические параметры золота. Помню, как вошёл в лабораторию, где лежали 16 килограммов этого драгоценного металла, целая гора! Поначалу у меня был шок, но вскоре он прошёл, и с тех пор к драгоценностям я вообще равнодушен, — рассказывает Гремченко.

Но изначально моей специализацией были алмазы, — продолжает Пётр Иванович. — Поэтому преддипломную практику я проходил в Якутии, но там потребовали специальное разрешение из МВД, которого у меня не оказалось. Так что с алмазами поработать так и не пришлось. Тем не менее, в Якутске я какое-то время трудился старшим техником-геологом. Ещё студентом заработал немалые деньги.

После долгой северной вахты Гремченко перебрался в Обнинск. Город понравился, и он решил остаться здесь навсегда, хотя имел право на бесплатное жилье в любой точке СССР кроме Москвы и Ленинграда.

Сейчас Пётр Иванович с долей юмора вспоминает, как он, географ по специальности, человек с богатым практическим опытом в этой области, впервые пришёл в Обнинский отдел образования и услышал вопрос: «А вы географию знаете?»

Десять лет Гремченко преподавал в 14-й школе Обнинска, затем работал заместителем директора по науке в Центре развития творчества детей и юношества «Эврика», где занимался кружковой работой. А с 1991 года стал в качестве эксперта участвовать в конференциях «Юность. Наука. Культура», организованных нынешним председателем Малой академии наук «Интеллект будущего» Львом Юрьевичем Ляшко.

Без науки никуда

Пётр Иванович стоял у самых истоков Малой академии. Помнит, как всё начиналось, и гордится тем, что его ученики занимали первые места на многих её конференциях.

Сам Гремченко участвует во всех проектах МАН «Интеллект будущего»: ведёт мастер-классы, читает лекции, проводит конкурсы, олимпиады, фестивали. Сфера его деятельности широка, как и направление, которое он ведёт. Оно охватывает не только географию, но и краеведение, демографию, экономику.

Преподавал он не только в школе, но и в вузе. Почти 15 лет Гремченко проработал на кафедре экологии в Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ, занимаясь экологической безопасностью атомных электростанций и градостроительной безопасностью.

У нас сейчас возводят дома на территориях, под которыми водоёмы, а это очень опасно, — говорит Пётр Иванович. — Кроме того, строят так, что подъезды и многие окна направлены на север. А потом люди жалуются, что в квартирах очень холодно. О чём это говорит? О том, что нужно было изучать строительную климатологию. Многие производственники сегодня, к сожалению, считают, что наука им ни к чему.

Гремченко убеждён: все сферы жизни должны быть связаны с наукой. Без неё ни дом грамотно не построить, ни сантехнику отремонтировать. Именно поэтому он столько времени уделяет преподавательской деятельности — хочет, чтобы будущие поколения придерживались того же принципа.

И. Емелина

Добавить комментарий