Сельский храм
Из редакционной почты
Мой сельский храм – окошек ветхость,
Сосулек звон, ступенек скрип,
Богатых одеяний редкость, старушек всем знакомый тип.
Мой сельский храм, в круженье века
Я потерять тебя боюсь,
Как потеряла человека
Безверием больная Русь.
М.Никонова
Каждый раз, когда я приезжаю в Боровский монастырь, путь мой лежит через деревню Рябушки. До середины восемнадцатого века место это принадлежало Свято-Пафнутьеву монастырю и называлось Рябушинская слобода.
Обычно в таких слободках селились вернувшиеся с долгой службы солдаты. Оставшись бобылями, они помогали монастырям обрабатывать землю.
Рябушки – деревенька небольшая. Здесь всего-то три улицы: Лесная, Большая, что ведёт к монастырю, да улица Пугачева, в конце которой стоит сельский храм. Когда-то на этом высоком месте была деревянная церковь. Со временем она обветшала, и на её месте в 1804 году построили небольшой каменный храм, который освятили в честь Димитрия Солунского. У храма этого своя большая история, да во время одного из пожаров пропали все документы…
Если обойти церковную ограду, выходишь на высокий обрыв. С него открывается красивый вид на леса и перелески, а внизу тихо течет река Протва. Посмотришь направо – деревенский погост, одинокое дерево, уже не дающее от старости листвы, а вдали видны церковные купола и монастырская колокольня. Простой и выразительный, пейзаж этот обладает большой лирической силой. Замираешь от красоты и долго стоишь на месте, какое бы время года ни было на дворе. Под склоном холма, прямо у реки, бьют два святых источника: Димитрия Солунского и святителя Николая.
Димитрий Солунский когда-то был очень почитаемым на Руси святым — покровителем воинства. Он родом из Солуни. Часть главы и мира от мощей св. Димитрия хранятся на Афоне, в Ватопедском монастыре. В Калужской же епархии только один храм, посвященный Димитрию Солунскому — в деревне Рябушки.
Дмитриев день
По церковным святцам день св. Димитрия отмечается завтра – он приходится на восьмое ноября по новому стилю. А суббота перед этим днём называется Дмитровской субботой, когда поминают всех усопших воинов и вместе с ними всех православных христиан. Этот обычай идёт с четырнадцатого века, со времен Куликовской битвы.
Накануне битвы русского войска с ханом Мамаем, приехал к старцу Сергию Радонежскому Московский князь Дмитрий Иванович. Он собрал со всей Руси войско, чтобы попытаться победить татар. Князь понимал, что сражение будет жестоким и от него зависит – быть или не быть русскому государству. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя на битву и сказал ему: «Иди, князь, пострадай за Русскую землю. В великой битве славу свою отыщешь». Вместе с князем Сергий Радонежский послал на битву двух монахов, бывших воинов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
На берегу Дона, на поле Куликовом произошла битва. Много русских князей, бояр и простых воинов полегло на поле. Были убиты и Персвет с Ослябей, а под князем Дмитрием пал конь. Во время сражения преподобный Сергий стоял на молитве, и, как будто видя перед собою поле битвы, молился за убитых воинов, называя каждого по имени. Восемь дней хоронили убитых. Князь Дмитрий Иванович в Троице-Сергиевой лавре отслужил панихиду по павшим в сражении воинам. Куликовская битва осталась в памяти народной, как и князь Дмитрий, ставший после неё Донским. А поминальную субботу и всю неделю после неё назвали Дмитровской.
Боровский храм Димитрия Солунского простоял более двухсот лет и верой и правдой нёс свою «церковную службу». Он не закрывался даже в советское время.
В трудную минуту люди часто обращаются к Богу. Все мы у него чего-то просим: здоровья себе и самым близким людям, немножечко счастья и удачи детям, долгих лет жизни родителям. Нас, просителей, много, а Он – один. Смотрит сверху на нашу суету-маету, устал нас любить, но терпит и каждому по заслугам воздаёт.
А что мы можем сами сделать? Попытаться сохранить маленькие сельские церквушки, разбросанные по просторам нашей Родины. Они – её украшение, наша память, наша духовная отдушина и надежда на лучшее…
Л.Еремеева