Столетний юбилей великого дела
История нашего края
В мае и июне 1919 года, 100 лет назад, произошло событие, которое связано с нынешней территорией города Обнинска. Была создана Первая Опытная станция Наркомпроса (народного комиссариата просвещения). Возглавил её великий педагог Станислав Теофилович Шацкий.
Наш разговор на эту тему состоялся с Антониной Ивановной Титовой — руководителем музея истории школы №1 им. С.Т.Шацкого:
— Что послужило причиной приглашения Шацкого к сотрудничеству с Наркомпросом?
— После революции 1917 года среди всего прочего встал вопрос о том, как организовать переход от дореволюционной системы образования к новой модели, которая соответствовала бы новым общественным отношениям. Массовой школе нужны были образовательные программы, учебники, методики обучения. На тот момент в стране не хватало школ, детских садов. Ещё более остро стояла проблема подготовки учителей.
С.Т.Шацкий и его единомышленники ещё до революции имели уже большой опыт организации детских сообществ. Не сразу Шацкий согласился сотрудничать с новой властью, но убедившись, что государство с первых шагов проявляет большую заботу о детях, видя положительные изменения в системе образования, вскоре стал активно поддерживать деятельность Наркомпроса и его руководителей — А.В.Луначарского, Н.К.Крупской.
Своевременной была статья «На пути к трудовой школе» (1918 г.), где Шацкий представил модель новой трудовой школы, которая должна прийти на смену существующей «школы учебы». Он предлагал идти «от ребенка», от особенностей детства и детской индивидуальности. Исходя из идеи, что работа с детьми – это организация их жизнедеятельности, описывал пять её составляющих: труд, игра, искусство, работа ума и детская социальная жизнь. Он считал игру необходимой «жизненной лабораторией детства». В детском искусстве видел проявление потребности во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений. Шацкий утверждал, что умственная жизнь может развиваться при связи опыта ребенка и опыта, накопленного в культуре.
Осенью 1918 года Наркомпросом была подготовлена «Декларация о единой трудовой школе», где главным пунктом было записано трудовое воспитание подрастающего поколения. Идеи по созданию «новой школы» и «выращиванию нового человека», изложенные в «Декларации», были созвучны мыслям и желаниям С.Т.Шацкого.
— Открытие Калужского Деревенского отделения Первой Опытной станции в наших местах было связано с педагогическим потенциалом С.Т.Шацкого?
— Да, конечно.16 мая 1919 года коллегия Наркомпроса утвердила «Положение о Первой Опытной станции» и поставила задачу: изучить окружающую среду как фактор педагогического процесса, влияющего на воспитание и образование детей, и проводить работу по культурному просвещению населения. Станция имела два отделения: Городское Московское и Деревенское Калужское. В составе Калужского отделения было 35 населённых пунктов (это фактически все сёла нынешнего Жуковского района, которые в те годы ещё относились к Малоярославецкому) и несколько сёл Боровского района. По структуре Калужское отделение состояло из двух школ второй ступени (Угодскозаводская и школа «Бодрая жизнь»), 15 школ начального обучения, четырёх детских садов, курсов учителей в «Морозово», затем в Самсоново, педагогической выставки, кабинета учебных пособий, нескольких библиотек, клубов, изб-читален. Первой Опытной станции были переданы имения Обнинских, Морозовой, Всесвятских. В барском доме Обнинских разместилась Белкинская школа. Дети изучали школьные предметы, а поскольку образование тесно было связано с трудом — занимались пчеловодством, у них была своя пасека. В имении М.К.Морозовой расположилась школа-колония «Бодрая жизнь». Здесь она находилась до 1941 года. Работали учебные кабинеты физики, математики, естествознания, русского языка и литературы, иностранного языка, санитарии. Изучению школьных предметов уделялось очень большое внимание. Связь школы с жизнью была заложена в образовательных программах и в системе трудового воспитания. Учащиеся занимались огородничеством, полеводством, скотоводством. С.Т.Шацкий удивительно точно нашел принцип организации детей вокруг труда. По его мнению, труд – это обязательное условие развития общественной жизни. Воспитанников колонии также приобщали к миру музыки, театра, изобразительного искусства.
Первая Опытная станция — это, пожалуй, единственный во всей мировой истории педагогики пример, когда воспитание и обучение детей от дошкольного возраста до получения среднего образования осуществлялось в рамках структурно связанных, объединённых в одно целое учреждений — детских садов, школ, внешкольных учреждений. И в этой же системе осуществлялось обучение будущих педагогов, повышение квалификации работающих учителей. Это уникальный пример многолетнего плодотворного слияния педагогической науки и практики воспитания и образования.
Достижения Первой Опытной станции С.Т.Шацкого вызвали широчайший интерес в нашей стране и за рубежом. Это была, буквально, «Мекка мировой педагогики».
Только за зиму 1925/26 года школу «Бодрая жизнь» посетили 4761 человек. В том числе 26 — из зарубежных стран: Китая, Америки, Японии, Турции, Германии, Англии, Бельгии, Франции, Испании, Дании, Польши. Иностранных делегатов больше всего интересовала уникальная опытная станция «как единственное в мире педагогическое учреждение, имеющее такой большой размах не только по своим территориальным размерам, но и по проводимой ею разносторонней культурной и педагогической работе…». В своих статьях они отмечали, что в «знаменитой колонии Шацкого дети фактически являются проводниками агрономической культуры в районе».
— Как удаётся сохранять традиции Шацкого в условиях современной школы?
— С.Т.Шацкий воплощал собой образ подлинного педагога. Модель организации жизнедеятельности детей, разработанная им, не потеряла актуальности и сегодня. По инициативе директора обнинской школы №1 Г.В.Поляковой возобновлена агроэкологическая деятельность в рамках трудового воспитания учащихся. Подписаны договоры с Калужским филиалом МСХА им. К.А.Тимирязева и с Всероссийским научно- исследовательским институтом радиологии и агроэкологии (ФГБНУ ВНИИРАЭ). Ведётся опытническая работа по выращиванию капусты, кукурузы, картофеля и других культур с применением препарата «Геотон», представленного сотрудниками обнинского ВНИИРАЭ. По договору с «Семко- Юниор» (г.Москва) начата опытническая работа по наблюдению за селекционными семенами. Учащиеся получают навыки сельскохозяйственного труда, знакомятся с новыми технологиями растениеводства, полеводства, цветоводства, садоводства. Опытническая работа — хорошая база для профориентации. Дети также трудятся в школьной теплице и в зимнем саду. В связи с тем, что нынешнему саду исполнилось уже 65 лет, мы установили новую традицию — теперь выпускники (11 класс) и первоклассники в мае вместе высаживают молодые яблони, кусты смородины — обновляют сад.
Уже несколько десятилетий в школе работает лагерь труда и отдыха «Бодрая жизнь». В нём за лето отдыхает около 200 детей, причём 150 из них работают на учебно- опытном участке. Открыт химико-биологический десятый класс с аграрной направленностью. Его учащиеся имеют выездные пропедевтические занятия на базе Калужского филиала Тимирязевской академии по агрономии, землеустройству, почвоведению. Знакомятся ребята также с новыми компьютерными программами по ландшафтному дизайну, с оригинальными студенческими проектами по оформлению парковых зон, участвуют в агрономических практикумах.
Успешно поддерживаются традиции и по другим направлениям. В школе создан детский театральный коллектив, хор, несколько танцевальных коллективов, вокально-музыкальный ансамбль, работают различные кружки и секции, совершаются экскурсии, походы и поездки. Школа живёт насыщенной бодрой жизнью! 100-летие Первой Опытной станции, как и положено, мы отмечаем, прежде всего, трудовыми и творческими успехами.
Беседовал Е.Земляков