Образование: взгляд в будущее
Обнинск инновационный
Обнинск в декабре опять стал центром обсуждения перспектив развития образования в России. На Всероссийский педагогический форум «Образование: взгляд в будущее» собралось (в онлайн-формате) более 300 человек из 83 городов и сёл России, а также из Белоруссии и Грузии.
С 9 по 11 декабря проходил XVIII Всероссийский педагогический онлайн-форум с международным участием «Образование: взгляд в будущее», который организовала Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего». Для педагогического сообщества такой формат имел свои плюсы: принять участие в нём смогли педагоги даже из удаленных уголков России.
Это один из сотни проектов, которые реализует академия в течение года. Мероприятия проходят в этом году в основном дистанционно, но это не помешало команде провести юбилейную 35-ю конференцию «Юность, наука, культура», постоянно проходят интеллектуально-творческие турниры по математике, русскому языку, биологии, английскому языку. В течение всего года продолжаются конкурсы для школьников и педагогов. «Малая академия наук «Интеллект будущего» как ресурс развития исследовательской и проектной деятельности учащихся» — так звучала тема выступления Льва Юрьевича Ляшко, председателя МАН «Интеллект будущего», кандидата педагогических наук, лауреата премии правительства Российской Федерации в области образования.
Форум проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, при участии Российской академии образования (РАО) во главе с академиком Михаилом Львовичем Левицким. Михаил Львович – доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии правительства РФ в области образования. Тема его выступления — «Актуальные проблемы образования».
В рамках форума выступили известные ученые, педагоги. Восторженно приняли участники известного педагога-новатора Шалву Александровича Амонашвили. Тема его выступления — «Гуманная педагогика в новых условиях образования». Шалва Александрович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Международного Центра гуманной педагогики, лауреат премии правительства РФ. После его выступления одна из участниц оставила отзыв: «Всё просто – до гениальности». Да, то, что говорил Шалва Александрович, на первый взгляд, так просто: прежде чем начать урок – посмотри в глаза ребёнку, веди урок так, словно на последней парте сидят и слушают тебя Сухомлинский, Макаренко, Песталоцци; спроси себя, какую радость принёс в жизнь ребёнка твой урок.
Тему «Конвергентная образовательная среда» представил Александр Михайлович Кондаков, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, руководитель экспертной группы «Методология развития образования в целях подготовки кадров для цифровой экономики ФП «Кадры для цифровой экономики».
Эта тема является одной из самых актуальных и ещё не освоенной педагогами. Она не только включает переориентацию учебной деятельности с познавательной на проектную и исследовательскую, но и предполагает сетевую коммуникацию, обучение не предметам, а различным видам деятельности. При этом ведущая роль отводится самоорганизации. Для педагогов такой подход говорит о переходе на новый тип образования, когда урок уступает место проекту, сетевому продукту, умению самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут.
Продолжил разговор о новых трендах в образовании с лекцией «Развитие образования в эпоху новой технологической революции» Вадим Валерьевич Гриншкун, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, начальник департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета.
Интересными и полезными были выступления учёных из других образовательных учреждений, высших учебных заведений. «Цифровизация образования: триггер ускорения перемен» — такую актуальную тему подняла Лариса Николаевна Горбунова, проректор по научной работе и информационным технологиям Московского экономического института, доктор педагогических наук, профессор.
Цифровизация внезапно вошла в нашу жизнь, и даже те, кто боялся компьютеров, теперь спокойно делают презентации, проводят совещания в Zoom, организуют форумы и конференции. Но ведь это только начало, ещё столько возможностей открывают эти технологии.
Какие бы технические решения ни предлагались, всё же первичным является наше представление о жизни вообще, о роли образования, о смысле жизни. О таких глобальных понятиях в своём выступлении на тему «Коллективный образ будущего. Образование как планетарное явление» размышляла Ольга Григорьевна Панченко, кандидат философских наук, доцент, советник руководителя направления развития детского отдыха ФГБОУ ДО Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.
На форуме были широко представлены крупные и совсем небольшие города и сёла. С уникальным опытом создания системы, способной учитывать достижения школьников и студентов и мотивировать их для включения в деятельность, выступил с сообщением по теме «Единая научно-образовательная развивающая среда творчески одаренной молодежи в цифровом мире» Семён Авраамович Пиявский, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Самарского филиала Московского городского педагогического университета.
С интересным докладом по теме «Образ ребенка в искусстве. Зачем любому педагогу нужно уметь анализировать художественное произведение» выступила Екатерина Дмитриевна Колесникова, кандидат филологических наук, ректор Среднерусского гуманитарно-технологического института (Обнинск).
Отдельный большой блок был посвящён внедрению в образовательных учреждениях технологии ТРИЗ. Как ни странно, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, разработанная ещё в Советском Союзе) в настоящее время активно используется за рубежом. А у нас не все педагоги знают, что это такое. А ведь особенно в системе дополнительного образования все кружки технического творчества могут применять отработанную уже годами методику, получая качественные результаты.
«Инновационный проект «Педагог — исследователь» (на основе применения опыта по технологии ТРИЗ)» предложил слушателям Марат Семёнович Гафитулин, бизнес-консультант, мастер ТРИЗ, кандидат педагогических наук, изобретатель (г.Жуковский).
Как всегда, активно была представлена Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего». На форуме выступили: Марина Всеволодовна Волкова, Валерий Николаевич Клепиков, Ирина Викторовна Леках, Вера Сергеевна Копылова, Виктор Сергеевич Сенкевич, Екатерина Львовна Бевилаква Акино. К форуму активно подключились региональные отделения МАН.
Кроме пленарных выступлений, были сделаны более ста докладов педагогами из регионов России на 12 секциях педагогической конференции.
Пресс-служба МАН «Интеллект будущего»
***
Уважаемые коллеги!
Огромное спасибо за потрясающую возможность поучаствовать в педагогическом форуме «Образование: взгляд в будущее»!
Это уникальное и интересное мероприятие, которое поражает своим размахом и разноплановостью. Каждый педагог может найти много интересного для своей профессиональной деятельности. Получен заряд положительной энергии.
Организаторами представлена возможность пообщаться с педагогами-профессионалами, любящими свою профессию. Для меня незабываемым останется выступление известного педагога-новатора Шалвы Александровича Амонашвили. Это исполнение моей мечты.
Именно дистанционный формат позволил мне принять участие в форуме.
Светлана Селезнева, Республика Беларусь, г. Могилев, УО «МГОИРО».
***
На форуме продемонстрирована большая предварительная работа по организации и проведению новой формы общения разных заинтересованных представителей сферы образования. Затронута важная проблема планетарного масштаба: взгляда не только на будущее образования, но и его настоящее.
Грамотно распределены выступления по секциям, на которых было живое включение и обсуждение темы. Особый восторг вызвало у всех выступление Ш.А. Амонашвили. Он не только погрузил нас в «прекрасное далёко», но и показал направления применения принципов гуманной педагогики в современном образовании, в эпоху технологической революции.
Большое внимание было уделено проектно-исследовательской работе, которая предусмотрена ФГОСами в старшей школе. По этой теме было много удачных теоретических и практических выступлений по проектной деятельности из практики дошкольного, школьного, дополнительного образования для творческого и интеллектуального развития ребенка, ученика. Участники форума познакомились с новыми современными технологиями, благодаря выступлениям сотрудников РАО, МАН, МЭИ, РГВА, МИФИ.
Огромная благодарность оргкомитету за проделанную работу.
Учителя школы №2, г.Белоусово: Тамара Александровна Ломтева, Надежда Владимировна Ерхова, Ольга Ильинична Штырева, Нина Александровна Щеколдина.
***
Уважаемые организаторы форума!
Поздравляю вас всех с прекрасной организацией и проведением форума! Уверен, что он придаст новый импульс коллективам и отдельным педагогам и учёным, группирующимся вокруг МАН «Интеллект будущего», разделяющим и, по мере сил, реализующим её гуманистические идеалы.
Восхищен глубиной пленарных докладов и высоким научно-методическим уровнем практических результатов, доложенных на секциях. Весь форум прошёл как душевное общение единомышленников благодаря форме его проведения, когда на секционных заседаниях при жёстко ограниченном регламенте выступлений авторов было оставлено достаточное время на даже не комментарии, а раздумья высококвалифицированных модераторов над содержанием выступлений и перспективами развития доложенных результатов.
С уважением, С.Пиявский, доктор технических наук, профессор, г.Самара.