Валерий Клепиков: «К ученикам надо прислушиваться»

Обнинск инновационный

Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» реализует проект «Наставники будущих Ломоносовых», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Продолжаем рассказывать об экспертах МАН — наставниках юных исследователей. На этот раз материал о замечательном педагоге Валерии Николаевиче Клепикове.

Валерий Николаевич Клепиков может рассказывать о своей работе часами. Профессия для него — даже не столько любимое дело, сколько жизненная философия. А вот регалии свои перечислять не любит, хотя ему есть чем гордиться. Валерий Николаевич, учитель обнинской школы №6 — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, почётный работник общего образования, обладатель президентского гранта в приоритетном национальном проекте «Образование», эксперт МАН «Интеллект будущего».

Удачный эксперимент

В качестве гранта Клепикову в 2006 году вручили сто тысяч рублей, а школе №6 — миллион. Тогдашний директор учебного заведения Раиса Павловна Маслевская вспоминает: в тот плодотворный период школа получила целых шесть грантов. И то, что один из них достался именно Валерию Николаевичу, по её мнению, вполне логично.

Что Клепиков будет учителем с большой буквы, мне стало понятно, как только он впервые появился на нашем педсовете. Пришёл совсем молодой парень, у которого за плечами только вуз и никакого опыта работы, а непростой темой, которую мы тогда обсуждали, проникся сразу же. Мы говорили о культуре мышления. После совещания у большинства учителей не возникло ни одного вопроса. А Валерий Николаевич подошёл ко мне с целым комплексом предложений, а затем выразил желание работать в этом направлении, — рассказывает Раиса Павловна.

Маслевскую, директора и педагога с огромным стажем, поразило тогда, как глубоко вникает молодой коллега в столь сложную тему, где особую роль играет общение учителя с ребёнком.

Валерий Николаевич активно включился в работу, получил хорошие результаты и написал немало статей. А школа №6 с 1987 года стала экспериментальной площадкой этого педагогического исследования и опорным учебным заведением Российской академии образования. Чуть позже, в 1990 году, школе присвоили статус экспериментальной площадки по проблемам развития ребёнка в образовательном процессе при Министерстве образования РФ.

Перед нами стояла задача не только выявлять талантливых детей, но и каждого такого ребёнка «разбудить». Чтобы он нашёл себя, почувствовал себя комфортно в научном мире. И Валерий Николаевич Клепиков в этой деятельности стал мне надёжной опорой, ведущим педагогом. А потом, когда в школе было создано научное общество учащихся, мы делились опытом с коллегами на конференциях, участвовали в заседаниях учёного совета Российской академии образования, — вспоминает Раиса Павловна.

Тогда же Валерию Николаевичу предложили работать в академии образования, и он согласился. С тех пор Клепиков успешно совмещает должности школьного учителя, ведущего научного сотрудника и эксперта Малой академии наук «Интеллект будущего». А в целом его педагогический стаж насчитывает уже 30 лет.

Чем отличается конференция от олимпиады

Валерий Николаевич считает, что в учительской работе важно развивать творческий потенциал детей, вовлекать их в самостоятельный созидательный процесс, приводящий к реальным личностным открытиям. Вспоминая собственные школьные годы, он часто с благодарностью рассказывает о любимом учителе математики Марии Егоровне Шелеговой, которая привила ему огромный интерес к своему предмету и вообще к точным наукам.

Я с восхищением наблюдал, как она рисует геометрические фигуры, объясняет логику решения задач. Сам процесс меня всегда завораживал. Причём, круги у Марии Егоровны получались ровными без циркуля. Это было какое-то таинство, — говорит Валерий Николаевич.

Наверное, поэтому он решил стать учителем и после школы поступил на физико-математический факультет Калужского педагогического института (ныне — Калужский государственный университет) имени К.Э. Циолковского. И сегодня с высоты преподавательского опыта Клепиков уверен: работа с детьми должна быть индивидуальной, необходим дифференцированный подход. Ведь способности у всех разные, а когда в классе около тридцати человек, тяжело донести до всех материал с первого объяснения. И Валерий Николаевич по старинке занимается с ребятами после уроков, организует развивающие курсы и приглашает всех желающих на конкурсы Малой академии наук «Интеллект будущего».

В Малой академии приветствуется дополнительное образование. Когда мы в школе видим, что ребёнок заинтересовался темой, потихоньку начинаем заниматься с ним исследовательской работой. В Обнинске эта деятельность выстроена эффективно: сначала проходят школьные конференции, затем городские, региональные, и в завершение приглашают ребят на Всероссийскую конференцию «Интеллекта будущего». Подобная система выстроена далеко не во многих городах России, а нашим детям такая редкая возможность предоставлена, — рассуждает Валерий Николаевич.

Он постоянно напоминает ученикам, что они начинают школьный путь в науку с увлекательной исследовательской проблемы, а заканчивают Всероссийской конференцией Малой академии наук. И эти ступеньки, по мнению педагога, выстраиваются органично и логично. Потому что МАН «Интеллект будущего» даёт возможность способным и трудолюбивым ребятам двигаться дальше, развивать свои таланты.

Если ребёнок не смог решить задачу на олимпиаде, то, вероятно, ему не хватило способностей или времени. А в Малой академии можно в течение года в спокойной обстановке, во взаимодействии с другими ребятами, с учителями, постепенно выстроить свою работу, во всём разобраться. И действительно, это будет успех, который окрыляет ребёнка, получившего грамоту или диплом, — считает Клепиков.

В МАН «Интеллект будущего» Валерий Николаевич работает экспертом с 2000 года. А ещё проводит там мастер-классы и лекции для педагогов, развивающие игры для ребят. В своё время разработал целые курсы занимательных задач по программе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Его ученики каждый год участвуют в конференциях, но, как он сам говорит, призовые места — не самоцель. Для педагога важно, чтобы ребята втягивались в эту деятельность, чтобы им было это интересно. Ведь там они видят таких же увлечённых сверстников со всей России, общаются с ними, обмениваются информацией. На конференциях МАН поощряется, когда учащиеся задают интересные проблемные вопросы. Всё это позволит им в конечном итоге стать активными и успешными.

Если в школьной олимпиаде участвуют 30-40 человек, а призовые места получают лишь трое, то на конференции Малой академии отмечают всех детей. Там может быть несколько первых, несколько вторых и третьих мест. Мы оцениваем достижения. Поэтому такие конференции ребята любят. Они знают, что их там обязательно оценят. На уроке мы не можем услышать всех, а на конференции с каждым ребёнком работают последовательно, более внимательно. Всегда есть обратная связь, — объясняет Клепиков.

Математика повсюду

У Валерия Николаевича вышло около двухсот статей в ведущих российских педагогических журналах. Практически в каждой публикации красной нитью проходит тема взаимопонимания, общения с учениками, умения находить с ними контакт.

Надо прислушиваться к детям, — говорит педагог. — Приходя на работу в школы из институтов, мы многое знаем, но не всё понимаем. Не так глубоко погружены в предмет. И, конечно, общение с детьми даёт возможность понять какие-то сокровенные вещи. Иногда чисто методического порядка. Приведу пример. Изучали мы на уроке проценты. И ребёнок задаёт вопрос: а чем отличаются часть и доля? В учебнике это по сути одно и то же. А мы стали разбираться и выяснили, что эти понятия распространяются на всю нашу жизнь. Мир состоит из частей, а доля связывает часть и целое. И мы в итоге выходим уже на мировоззренческий и философский уровни, на интеграционные процессы в разных предметах. Через эти математические понятия видим всё, что нас окружает. И это касается любых других предметов. Различные учебные термины мы интегрируем в свой внутренний мир, пользуемся ими и даже не замечаем этого. А на самом деле заслуга школы в том, что наша речь обогащается такими понятиями. С их помощью мы более ёмко,  компактно, символически обозначаем какие-то сложные явления мира. И ребёнок через эти образы развивается.

Валерий Николаевич уделяет большое внимание не только обучению и воспитанию, но и развитию детей. Коллеги Клепикова считают, что его блестящие уроки — интересные, содержательные и нестандартные — можно демонстрировать в качестве учебного пособия студентам педвузов.

Вспоминая годы совместной работы, Раиса Павловна Маслевская рассказала, как восхитили педагогов и учеников открытые уроки Клепикова в Апшеронске, куда в начале двухтысячных обнинские учителя ездили на семинары. Ребята ходили за Валерием Николаевичем толпами, а коллеги долго уговаривали остаться там насовсем, но он отказался. Детей, конечно, везде можно учить, но приятнее всё-таки это делать в родном городе.

Е.Михайлова

МАН «Интеллект будущего»

Добавить комментарий