АЛЕКСАНДР СМОЛЯНСКИЙ: «ШКОЛЬНИКОВ НАДО НАЦЕЛИВАТЬ НА ИННОВАЦИИ»

Обнинск инновационный

Малая академия наук «Интеллект будущего» реализует проект «Наставники будущих Ломоносовых», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Сегодня мы публикуем статью ещё об одном эксперте-наставнике юных исследователей – кандидате химических наук, лауреате Премии Правительства в РФ в области образования – Александре Сергеевиче Смолянском.

Александр Сергеевич Смолянский сотрудничает с Малой академией наук «Интеллект будущего» с самого начала её деятельности. По его оценке, здесь не просто происходит отбор талантливых детей. Что особенно важно, уже в 14-15 лет ребята учатся воплощать в жизнь инновационные бизнес-идеи.

Школы для одарённых

Александр Смолянский родился и вырос в городе Кишинёве, учился в школе с преподаванием ряда предметов на английском языке. Однажды преподаватель физики заметила, что он быстрее других решает задачи, которые потом списывали одноклассники; она не стала ругать школьника, а направила его в Научное общество учащихся (НОУ) «Вииторул» (в переводе с молдавского – «Будущее»), которое действовало в начале 70-х годов прошлого века в кишинёвском Дворце пионеров.

В НОУ «Вииторул» царила творческая интеллектуальная атмосфера, сложился дружный коллектив увлечённых наукой школьников. Я там не был лучшим, но мне посчастливилось общаться с ребятами, которые были более образованы и талантливы, чем я сам,- рассказывает Александр Сергеевич. — Это стимулировало меня к познаниям. Помню, как мне рассказали в НОУ про Заочную физико-техническую школу (ФТШ) при МФТИ, куда я впоследствии и поступил. Меня направили в лабораторию Института прикладной физики АН МССР, где проводили изучение парамагнитных кристаллов методом спектроскопии электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Именно тогда у меня появился интерес к спектроскопии магнитного резонанса, что впоследствии привело меня в Обнинск, в филиал Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я. Карпова, где в лаборатории В.К. Милинчука я изучал реакции макрорадикалов в облученных полимерах методом спектроскопии ЭПР.

В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР были образованы, независимо друг от друга первые НОУ и МАН при Дворцах пионеров Симферополя и Челябинска. Следующим шагом в развитии образовательных технологий отбора и привлечения талантливой молодёжи в науку стало образование НОУ в Обнинске, которое действовало на базе Станции юных техников (СЮТ) «Эврика» при активном участии заместителя директора Льва Юрьевича Ляшко. Как вспоминал Смолянский, его не надо было убеждать в эффективности НОУ, когда он получил и принял приглашение от сотрудников Филиала НИФХИ им. Л.Я. Карпова В.К. Ширяева и В.И. Боровкова участвовать в работе с одарёнными детьми из подшефной школы №3, которые проявляли интерес к химии.

Первые конференции

В 1986 году школьники, которые выполняли учебно-исследовательские работы в лаборатории Филиала НИФХИ им. Л.Я. Карпова под руководством Смолянского, приняли участие в первой городской конференции учащихся старших классов школ Обнинска, по итогам которой были выпущены сборники научных работ учащихся. Тогда же он познакомился с Ляшко.

Успех этой конференции стимулировал подготовку и проведение первой Всесоюзной конференции членов НОУ из физико-математических школ Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Александр Сергеевич вспоминает:

Я относился тогда к участию в мероприятиях, которые проводило НОУ Обнинска, — как к общественной работе. Мне было просто интересно заниматься с детьми, ни о каких деньгах я не думал. Однако грянул 1991 год, произошёл распад страны, науку прекратили финансировать. Чтобы выжить, учёные стали покидать институты и «переквалифицироваться в управдомы». Вот тогда я осознал, что мы потеряем наши научные направления и традиции, если не сумеем обеспечить преемственность в развитии науки. В связи с этим деятельность МАН «Интеллект будущего» оказалась единственной спасительной «тропинкой», с помощью которой мы могли бы вернуться на передовые позиции в области физической химии и нанотехнологий, которые развивались в НИФХИ им. Л.Я. Карпова.

С другой стороны, МАН «Интеллект будущего» оказалась образовательной технологией, востребованной в новых рыночных условиях. Успехи в развитии этого направления привлекли внимание и руководства «Карповского» института в Москве, куда я перешёл работать в 2005 году. Мы стали подавать конкурсные заявки в Министерство образования и науки, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) на проведение Всероссийских конференций молодых учёных и специалистов, студентов и аспирантов, учащихся старших классов по физической химии и нанотехнологиям «Научный потенциал – ХХI». После победы в конкурсе эти конференции организовывались и проводились в рамках государственных контрактов или проектов РФФИ и РГНФ совместно НИФХИ им. Л.Я. Карпова и Некоммерческим партнёрством «Центр образования, науки и культуры «Обнинский полис», которое было учреждено при участии МАН.

Сотрудничество НИФХИ им. Л.Я. Карпова и НП «Обнинский полис» оказалось весьма эффективным и позволило на практике проверить и обосновать возможность применения образовательной технологии МАН «Интеллект будущего» для решения кадрово-возрастной проблемы российской (и не только российской!) науки. Например, в настоящее время в лаборатории функциональных наноматериалов Института химической физики Российской академии наук, которой руководит Л.И. Трахтенберг, успешно работают два сотрудника, в своё время прошедшие школу МАН. Это научный сотрудник, кандидат физико-математических наук Мария Иким и младший научный сотрудник Анна Желтова. Можно привести ещё много таких примеров.

Информационная революция. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Образовательная технология МАН «Интеллект будущего» существует и развивается уже 35 лет. Полученные результаты ещё предстоит в полной мере оценить, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше.

Сейчас, в эпоху всеобщей компьютеризации, наука, как и многие другие сферы жизни, уходит в интернет, — рассуждает Александр Сергеевич. – Думаю, что и с МАН произойдёт в ближайшие 20-30 лет то же самое. Уже сейчас есть мероприятия, которые проводятся удалённо, например, вебинары, онлайн-школы юных исследователей, конференции, дистанционные курсы для обучения педагогов и школьников. И это даёт большие возможности.

Сейчас нужны другие подходы, общение в новом формате, авторские школы. Педагоги должны уметь работать в социальных сетях, вести блоги. Предполагаю, что вообще вся система образования к середине XXI века переместится в интернет. Очень возрастёт роль учителя, который будет выступать уже в совершенно новом качестве.

Чем ценен «Интеллект будущего»

Лев Юрьевич Ляшко сумел сохранить Малую академию наук – сообщество учащихся, ученых и педагогов,  и эта работа бесценна для города и для страны в целом, отмечает Смолянский. По его мнению, главное достижение МАН «Интеллект будущего» в том, что собрана огромная база данных о талантливых представителях российской молодёжи за последние 30 лет, что позволяет строить новые модели образования, прогнозировать развитие российской науки в целом и по отдельным направлениям.

Инвесторам необходимы команды специалистов для реализации бизнес-проектов. В составе этих команд должны быть и финансисты, и экономисты, и инженеры, и другие специалисты. По мнению Смолянского, наука в дальнейшем будет организована в виде стартапов и других инновационных проектов. И школьники, и студенты, прошедшие школу МАН, смогут легко войти в такие инновационные структуры.

В настоящее время А.С. Смолянский преподаёт на родной кафедре химии высоких энергий и радиоэкологии РХТУ им. Д.И. Менделеева. Он старается обучить и своих студентов способности к коммерциализации инновационных аспектов научных исследований в области радиационно-химических технологий: «У моих студентов отношение к учёбе в последнее время стало более ответственным. Если 10 лет назад они позволяли себе пропускать лекции, то сейчас у меня всегда аншлаг».

Причина такой популярности лекций и практических семинаров Александра Сергеевича проста: он не только разрабатывает новые технологии, но и находит способ применения своих разработок в реальной экономике. Очевидно, что это требует формирования команд, способных выполнить задачу в реальные сроки. Этот вопрос является одним из основных факторов, которые влияют на решение инвестора или инвестиционного фонда на финансовую поддержку проекта. Поэтому одним из главных направлений развития образовательной технологии МАН «Интеллект будущего» Смолянский считает формирование подобных команд для выполнения стартапов и инновационных проектов: «Время талантливых учёных-одиночек проходит, сейчас актуальна подготовка команд, способных продолжить научные направления, развиваемые в академических и отраслевых институтах, а также сформировать и выполнить собственные стартапы. В этом случае преподаватель превращается в ментора, который за счёт своей квалификации и опыта может подсказать исполнителям проекта правильное решение, уберечь от возможных ошибок».

По словам Александра Сергеевича, образовательные технологии, применяемые в МАН «Интеллект будущего», полезны тем, что на ранней стадии уже происходит профессиональный отбор, когда можно понять, нужно ли молодому человеку настраиваться на научную деятельность или лучше проявить себя в другой области. Главное — стать профессионалом в деле, которым занимаешься. Тогда можно найти применение своим способностям в любых условиях, считает он.

А.Сергеева

МАН «Интеллект будущего»

Добавить комментарий