Несколько мыслей о дополнительном образовании
Дополнительное образование – это обширная сфера деятельности и неотъемлемая часть жизни очень многих людей, в том числе и детей. Оно направлено в первую очередь на определение творческих способностей и формирование профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Конечно, потребности и вызовы общества в определенных областях человеческой деятельности зависят от возникающих социальных проблем не в отдельно взятом регионе, а, наверное, в целом в стране. Мы помним демографические провалы, общие проблемы со здоровьем населения. В этой связи возникает философская дилемма: индивидуальное развитие личности или удовлетворение общественных потребностей. И здесь, помимо общеобразовательной школы особая роль в выравнивании социальных проблемных ситуаций возлагается на дополнительное образование и воспитание детей в различных школах, секциях, студиях, кружках не зависимо от их форм собственности.
Наш город со своим стодвацатитысячным населением уникальный по разнообразию предложений в дополнительном образовании. Ещё недавно – 10-15 лет назад — приоритетным направлением было спортивное, сегодня же — научно-техническое. С открытием «Кванториума» техническое направление становится ориентиром современного дополнительного образования на ближайшее десятилетие. Не претендуют на особое к себе внимание только эстетические направления, связанные с такими областями культуры, как музыка, изобразительное искусство, литература, театр и другие виды творчества. Но они-то и являются основополагающими во всей нашей и спортивной, и технической, и научной, и бытовой социологии.
В городе работают две музыкальные школы, две художественные, кружки и секции в различных учреждениях. Родители уверены, что без элементарного художественно- эстетического образования ребёнок вряд ли отличит прекрасное от безобразного, особенно в современном изобилии виртуальной или реальной информации. На уровне народного инстинкта о сохранении и потенциальном развитии общества родители считают необходимым провести детей через прививку культурой, и не зависимо от того, чем ребёнок занимается: в спортивной секции, химическом кружке или на занятиях программирования. Понятие «дизайн», связанное с творческим мышлением, теперь является неотъемлемой частью дополнительного образования, не зависимо от направления деятельности ребёнка.
Педагог – термин иностранного происхождения, законодательно закрепленный в образовании. Учитель – звание и долг, но не тот и не другой термин не соответствуют функции услуги. За денежными отношениями некоторые родители не видят понятия совести, обязанностей, профессионализма преподавателя, его этических отношений с ребенком. В городе работают, кроме бюджетных организаций, много частных студий, индивидуальных преподавателей. Можно с уверенностью сказать, что педагоги дополнительного образования, в сущности, работают на будущее культурное общество, которое оценивает их работу спустя годы по вкладу в развитие подрастающего поколения.
Особой заслугой любого педагогического коллектива можно считать его вклад в предпрофессиональную подготовку ученика. Сегодня в дополнительном образовании целью и искренней радостью педагогов стало превращение, именно превращение, ученика в опытного специалиста в той или иной профессии. Педагоги не ждут публичных благодарностей от ученика, они просто знают: в том, как воспитывался будущий специалист, есть весомый вклад представителей дополнительного образования.
В Школе изобразительных искусств за тридцать лет около пяти тысяч учащихся прошли курсы по рисунку, живописи, композиции и другим специальным предметам. Многие стали настоящими мастерами в различных областях изобразительной деятельности. Специалисты, получившие художественное образование в нашем городе, работают сегодня не только в России, но во многих странах Европы, в Америке, Китае.
Естественно, педагогический коллектив гордится каждым учеником и рад видеть его в Школе, независимо от того, связал он свою профессию с изобразительным искусством или работает в другой сфере. Каждый год педагоги переживают вместе с родителями за детей, сдающих вступительные экзамены. Вот и в этом году выпускники, поступившие в высшие и средние учебные учреждения, радуют нас своими успехами.
Педагоги, работают ли они в общеобразовательной школе или в системе дополнительного образования, выполняют важнейшую задачу – растят интеллектуально и культурно развитых, нравственно и физически здоровых людей. Поэтому и государственная поддержка этой сферы так важна для всех нас. Она залог стабильного, процветающего и самодостаточного общества в его историческом развитии.
В.Денисов
директор обнинской Школы изобразительных искусств