По Дороге жизни

Блокадный Ленинград

Когда речь заходит о блокадном Ленинграде, очень много рассказывается о «Дороге жизни», но почти никогда не упоминается роль буеристов – водителей «саней под парусом». А ведь именно они первыми привезли продовольствие в осаждённый город.

Буер — это кабина или платформа, установленная на коньках и передвигающаяся по льду с помощью паруса. В Петербург подобную конструкцию привез ещё Петр Великий, а в первой половине XX века буерный спорт пользовался популярностью у моряков Балтфлота.

В начале зимы 1941 года было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Эти ребята выполняли функции разведки, патрулирования и транспортную. На решетчатой платформе можно было разместить до 600 кг муки. При хорошем ветре один буерист успевал сделать за день от четырех до шести рейсов, то есть, привести примерно три с половиной тонны муки, а это семь тысяч буханок хлеба и двадцать восемь тысяч накормленных по блокадным нормам людей. Кроме того, буеристы вывозили из блокадного Ленинграда истощённых женщин и детей — 35 км по дороге жизни преодолевались всего за 20 минут. Когда люди оказывались на другом берегу, они не верили, что всё позади, они думали, что их хотят бросить посреди озера. Но их вели в дом, где было тепло и ждал хлеб. Выкрашенные в белый цвет и с белым парусом буера обеспечивали неплохую маскировку, а высокая скорость не позволяла открыть по ним сколько-нибудь прицельный огонь. В таких эвакуационных рейсах за всю войну не был подбит ни один буер. Такая вот маленькая победа на отдельно взятом участке фронта.

П.Линник

Добавить комментарий