О женском счастье

Давно миновали те времена, когда в Международный женский день 8 марта женщины боролись за свои права. Теперь это праздник весны, любви и женщины во всех её «ипостасях» — нежной Любимой, заботливой Матери, мудрой Бабушки. Во всяком случае, в нашей стране — именно так.

Накануне праздника о том, что такое женское счастье мы разговариваем с представительницами одной из самых «женских» профессий – педагогами обнинского лицея «Держава».

«Моя профессия – это «три в одном»

Ольга Степановна Крушинская преподаёт английский язык. Она работает в «Державе» с самого первого года, как организовалось это учебное заведение – уже более 22 лет. Свою судьбу Ольга Степановна считает счастливой:

— Дело в том, что моя профессия – это и стиль жизни, и хобби, как бы – «три в одном». Я иногда думаю, как же тяжело человеку идти на работу, где ему приходится, что называется, «тянуть лямку». И как хорошо, что у меня не так! У меня есть два сына и любимое дело. Конечно, я счастливая!

Ольга Степановна, владея иностранными языками, наверное, могла бы найти профессию более денежную и, может быть, даже более интересную. И она признается, что в «лихие девяностые» годы она пыталась найти подработку и пробовала себя в других профессиях, но вернулась в школу:

— Знаете, если человек связан с педагогикой и это ему нравится, то, наверное, неважно – какой ты предмет преподаёшь, будь это математика, английский или ещё что-то. Главное — возможность развивать других, развиваться самому и получать от этого удовольствие. Наверное, это действительно – призвание!

«Я всегда знала, что буду работать в школе»

Мария Евгеньевна Потопальская настолько молода, что, увидев её в коридоре лицея, я бы решила, что это ученица, причем даже не выпускного класса. Тем не менее, ей 25 лет,  в лицее она преподает русский язык и литературу. В «Державу» пришла сразу после окончания института.

— Я всегда знала, что буду работать в школе. Даже в детском саду на выпускном вечере на вопрос «Кем ты хочешь стать» я сказала, что буду учителем. А потом – уже в школе — это желание окрепло, и более того, я даже определила для себя специальность — решила, что буду учить детей именно читать и писать, поскольку мне очень повезло с преподавателем, который привил любовь к литературе.

Мария Евгеньевна преподает в седьмых и шестых классах – ребята почти взрослые, и возникает вопрос – как они воспринимают молодую учительницу, слушаются ли?

— Сначала, конечно, было тяжеловато, но я всегда умела находить контакт с детьми, — рассказывает она. — Мой педагогический опыт начинается с 15 лет, когда я работала ещё вожатой в детских лагерях. И порой мои подопечные были даже старше меня. Но зато я научилась ладить с ними и делать так, чтобы меня воспринимали как старшую. Там же в лагере познакомилась со своим будущим мужем. Он тоже работает с молодёжью, так что мы, можно сказать коллеги. Мне нравится моя работа и нравится работать именно в «Державе». Здесь и коллеги всегда помогут, и дети замечательные!

«Трудовик» Алла Ивановна

Алла Ивановна Зуева преподает предмет «Технология» у мальчиков. То есть, выражаясь языком советской школы, она – «трудовик», что само по себе уже необычно. Впрочем, сегодняшние «труды» не ограничиваются изготовлением табуреток.

— Я всё могу. Могу на станках работать, могу столярничать, слесарное дело знаю, электротехнику. А сейчас у нас вводится «Робототехника» для пятиклассников. Ребятам это очень нравится.

Как ни удивительно, хобби Аллы Ивановны – это продолжение её профессии. Она любит делать поделки из кожи или выпиливать. Но и «женское» в её судьбе, конечно же, есть.

— У меня семья – сын, муж. Мама наша ещё жива, ей 85 лет. Две мои сестры, кстати, тоже  учителя. Вот и племянница решила продолжить династию.

Более 30 лет Алла Ивановна преподает «труды». А ещё она руководитель кадетского направления. Всего в «Державе» 59 кадетов. Между прочим, среди них 15 девочек. Возможно, им просто нравится кадетская форма или путешествия и экскурсии, которых для кадетов проводят немало. Но не исключено, что это выбор будущей профессии.

«Счастье – это быть частью чего-то»

— Если внимательно подумать над словом «счастье», то можно заметить, что оно как бы содержит слово «часть». Вот, например, я — часть своей семьи, часть своего коллектива, часть своей Родины. И, наверное, поэтому я – счастлива, — считает Наталья Ильинична Куликова, учитель предмета «Основы православной культуры» и руководитель лицейской программы «Духовность».

Программа «Духовность» охватывает всех учащихся лицея — с 1 по 11 классы. Это не уроки «Закона божьего», как думают некоторые. Программа направлена на гармоничное развитие и воспитание гражданина России.

Для этого проводятся различные экскурсии, священнослужители проводят уроки, рассказывая ребятам о Булгакове и Достоевском, открывая им нашу классическую литературу с другой стороны.

В жизни Натальи Ильиничны было много горя: в девяностых годах умер муж, и женщина осталась с двумя маленькими детьми, да ещё забрала к себе племянника, когда у сестры случилось несчастье.

— Мы жили тяжело, но мы были счастливы, потому что были частью друг друга, были семьёй. Я преподаю 45 лет, и многие мои ученики тоже становятся частью моей семьи, частью меня. А как иначе? Будучи учителем, нельзя пропускать учеников мимо себя, — уверена Наталья Куликова.

«Я живу «на два дома»

В семье Валентины Анатольевны Николаевой тоже немало педагогов. Возможно, это и повлияло на выбор профессии. Валентина Анатольевна преподаёт русский язык и литературу с 1989 года.

И её жизнь была непростой – пришлось на время покинуть школу. Но в других профессиях она себя не нашла, вернулась…

Когда Валентина Анатольевна говорит «мои дети», не всегда понятно – кого она имеет в виду: своих родных детей или учеников. Да и она их не очень-то различает и гордится тем, что ребята приходят к ней со своими проблемами, доверяют то, что не доверили родителям. Старается помочь каждому и болеет душой за всех, даже за тех, кто уже окончил школу:

— Мне порой кажется, что я живу «на два дома» — это жизнь с семьёй, дочерью, внуками и жизнь в школе, с ребятами. Но эти две жизни — они не параллельны, они так тесно переплетаются, что порой путаешь одну с другой!

Валентина Анатольевна – человек активный: любит поездки в театр, путешествия. Но признается, что иногда хочется посидеть в тишине. В такие минуты она… вышивает крестиком. Такое милое, ныне подзабытое, истинно женское занятие!

«Наш директор, наша Оксана Николаевна!»

Ну и, конечно, эта статья была бы неполной без директора лицея «Держава» Оксаны Николаевны Копыловой, которая возглавляет этот коллектив уже много лет. Это человек с огромной энергией и жизненной силой. Она тоже энтузиаст своего дела. Только, кроме учеников, ей приходится ещё руководить взрослыми и общаться с родителями.

Вот какие слова адресовали накануне праздника 8 Марта своему директору педагоги «Державы»: «Оксана Николаевна — требовательный директор, очаровательная женщина, нежная и любящая жена и мать. Как много дано этой мужественной и стойкой женщине! Как щедро она умеет делиться, тем, чем обладает сама: знаниями, опытом, мудростью, заботой. В тяжёлые дни мы знаем, что есть к кому обратиться! Всегда выслушает и всегда поможет! Редкое качество администратора – неравнодушие — присуще нашей Оксане Николаевне. «Самое страшное в мире – это быть успокоенным», — сказал поэт Павел Антокольский. Эти слова актуальны и в наше время. Не успокоенность, неравнодушие директора открывает новые горизонты и для педагогов, и для учеников. Слова благодарности и поддержки, поздравления и пожелания мы направляем вам, наш директор, наша Оксана Николаевна!»

Вот так: говорили мы вроде о женском счастье, а выяснилось, что у всех моих собеседниц женское счастье неотделимо от профессии, которая стала их судьбой. Наверное, это касается всех, кого в профессию приводит призвание. И это действительно счастье. Впрочем, не только женское…

В.Смазнова

Добавить комментарий