Под сенью ангельских крыл

В Музей истории города Обнинска пришла «Нечаянная радость». Так называется выставка произведений художников Михаила Астальцова и Вячеслава Саблина, открывшаяся шестого октября.

Михаил Астальцов родом из Юхнова. В 70-е годы он учился в обнинской детской художественной школе у А.А. Тихонова и А.П. Шубина. Потом окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, позже – Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское) как художник-монументалист. В 1988 году он принимал участие в работе над витражом для посольства СССР в Гаване, среди наград – диплом ВДНХ за творческую деятельность. Михаил Астальцов – член Союза художников России и член правления СПО СХР, член Совета Братства русских художников во имя преподобного Андрея-иконописца.

Творчество Астальцова уже знакомо обнинскому зрителю. В городском музее несколько лет назад проходила его персональная выставка. Астальцов выбрал для нынешней выставки работы, написанные маслом, тематика — религиозная.

— Мы решили затронуть духовную сторону.  Представлена и светская графика, но всё равно она с духовным символизмом. Хотелось подумать о вечном, о православии, о нас самих в этом мире, о том, что и как в нём происходит. И с помощью каких-то пластических образов выразить, насколько это возможно, наше отношение ко всему происходящему внутри и вокруг нас, — говорит Астальцов.

Вячеслав Саблин, как и Астальцов, окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). Вячеслав Евгеньевич — член Союза художников России, ранее был секретарём творческой группы и членом правления Сергиево-Посадского отделения Союза художников России. Среди его наград – Патриаршая Грамота за проект мраморного иконостаса Спасо-Преображенского Собора в Белгородской области.

Саблин тоже художник-монументалист. Наиболее известные его работы – мемориал «Вечный огонь» в Сергиевом Посаде и фонтан «Гостеприимство» в городе Старица Тверской области. Работает он в технике акварели.

— Я показываю здесь 35 своих работ. Это духовная графика. Она отличается от обычной графики тем, что выполняется с молитвой. В духовной живописи своя колористика, своя символика цвета, которая организует пространство. Самое главное – что автор хочет сказать. А подсказки приходят свыше. Мне интересно многое – в частности, личность русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Это личность трагическая. Он говорил о себе: «Я русский, православный, но родился в Малороссии». Его мистические видения, яркая сатира на современную ему жизнь – это одна сторона его творчества. Но у него всё пронизано поэтическим восприятием жизни и глубоким сопереживанием ей. Всё это говорит об особенно тонкой организации его души, эмоциональной ранимости глубоко верующего человека, ищущего смысл жизни в окружающей реальности. Отсюда смятение писателя, муки противоречий, боль за судьбу России. Мне это близко и понятно. Поэтому Гоголь стал героем одной из моих картин, – объясняет Саблин.

Художники вместе работают в Сергиевом Посаде. Общность интересов вдохновляет их на проведение совместных выставок. Заведущая выставочным отделом Музея истории города Обнинска Людмила Сорокина, представляя авторов выставки, напомнила слова Павла Флоренского:

— Рассуждая об иконостасе, Павел Флоренский говорит, что мы своим земным зрением не видим мира духовного. Иконостас и росписи в храмах служат проекцией мира духовного в мир земной. Также и на этой выставке незримо присутствуют ангелы, которые смотрят на нас с картин.

На выставке «Нечаянная радость» нет простых пейзажей, натюрмортов, портретов. Есть только отражение переживаний художников. Произведения Михаила Астальцова и Вячеслава Саблина, представленные в экспозиции, объединены общей тематикой, но отличаются приёмами эстетического воздействия на зрителя. Метафоричность языка художников воспринимается, как повод задуматься и сопереживать.

Как признаётся Астальцов, к созданию этих работ привёл поиск ответов на важные вопросы – своеобразных мостиков от художника к зрителю через эмоциональную подачу своего видения мира. А оно рождается из творческой практики и человеческой искренности. Астальцов в своих работах, отталкиваясь от логики, выходит за её пределы, чтобы добиться большей образности и большего пластического воплощения посредством особенного, только ему присущего, видения мира. Так, в работах «Стихии», «Граница», «Адам и Ева» он представляет мир (небесную, водную твердь, контуры материков, отражение человеческого на предметном, материальном) как гармоничное соединение двух начал: мужского и женского. Он включает ангельские образы в традиционный русский пейзаж, негромкий и неяркий.

А Саблин передаёт библейские сюжеты («Ожидание», «Рождество», «Крещение») в тёплых, ярких тонах пульсирующими мазками света, стремясь приблизить к современному человеку радость от событий многовековой истории. В работах «Благая весть» и «Неопалимая купина Русского народа. Горим и не сгораем» он проецирует житийные образы на масштаб земного шара.

На выставке представлены разнообразные темы и сюжеты в работах художников как более ранних, так и последних лет, объединённые общим названием и художественным мироощущением. «Нечаянная радость» будет доступна зрителям в музее до шестого ноября.

Е.Ершова

фото автора