Владимир Бойко. Журналист
Однажды Владимир Бойко чуть не «вылетел из профессии». Было это в далекие уже семидесятые годы. Молодого автора городской газеты «Вперёд» послали в совхоз, чтобы написал живой репортаж о «трудовых буднях».
Вышел вполне добротный материал с немудрёным дежурным названием «Один день в совхозе». Однако он чем-то не понравился тогдашнему «хозяину» Обнинска первому секретарю горкома КПСС Ивану Новикову.Иван Васильевич взрычал: «Кто такое Бойко?» и после короткой паузы распорядился: «Чтоб духу его в газете не было!». …Однако уволить юного корреспондента было никак нельзя, он не состоял в штате. И заместитель редактора газеты Нонна Черных, не захотевшая терять талантливого репортера, сказала ему: «Володя, придумай себе псевдоним».
Шустрый парень
В 60-е годы любая обычная обнинская семья выписывала несколько центральных газет. И городскую тоже — «Вперёд», как же без неё. Ученик школы № 2 (теперь это Гимназия) Володя Бойко, приходя домой после уроков, открывал почтовый ящик и обязательно читал газеты — с самой интересной последней страницы, где фельетоны и спортивные новости. Местную тоже читал, особенно нравилась сатирическая рубрика «Головотяп идёт по городу». И он, третьеклассник, мечтал о том, что здорово было бы встретить этого типа – или тяпа? – на улице.
А подростком, посмотрев в кинотеатре «Мир» фильм Сергея Герасимова «Журналист», очаровался. Там главный герой не только поборник справедливости, но ещё и обаятельный герой-любовник в придачу. Кино не определило выбор вуза, но, показав привлекательные стороны профессии, сделало её мечтой.
В 1973 году, оканчивая школу, Бойко, благодаря репетиторам, практически свободно владел «советским английским». Его, победителя областной олимпиады, приглашали без экзаменов на иняз калужского пединститута. Но цель у него была покруче – географический факультет МГУ. И он поступил туда с первого захода – на отделение экономической географии зарубежных стран. Такое образование могло дать работу за границей – об этом даже мечтать было страшно. Но так везло очень немногим.
Ему повезло в другом. Будучи студентом, на летних каникулах он искал подработку. Забрёл в редакцию газеты «Вперёд», думая, может, возьмут разгружать бумагу. «Я не видел тогда особой разницы между типографией и редакцией» — вспоминает он. Летом же работать в газете почти некому – штат небольшой, люди в отпусках, а полосы закрывать чем-то надо. Поэтому замредактора Нонна Черных тут же припрягла паренька, отправив его взять интервью у самого Волковицкого, главного по искусственным облакам в НПО «Тайфун». На удивление, интервью получилось интересным, и пошло-поехало. «Прилично для студента заработал в то лето, на шампанское с шоколадками для девушек хватало», — смеётся Бойко.
Следующим летом вернулся в редакцию, и студента опять загрузили по полной. Журналистика так его увлекла, что времени на дипломную работу не хватило, написал её впопыхах и получил обидную, но справедливую «четвёрку».
Он очень хотел, чтобы обнинская газета взяла его в штат. Но редактор Виктор Панов сказал: «Иди на производство изучать жизнь». Работал Владимир на «Технологии». «Перекладывал бумажки, переводами занимался, чуть было не сделался патентоведом. Вдобавок женился, развёлся, женился опять… В общем, узнавал жизнь», — вспоминает Бойко. Вернулся он в журналистику только через десять лет, благодаря всё тому же Панову, который в разгар перестройки перешёл работать в унылую областную газету «Знамя». И стал Бойко «гнать строчки» об успехах обнинской науки в калужское издание.
А вскоре его захотели увидеть в своих постоянных авторах калужский «Молодой ленинец», ставший в ту пору озорным и весёлым, и обнинская «Вперёдка». Все заманивали его жильем. И он, как придирчивая невеста, выбирал, куда податься. Решил остаться в родном городе.
Время путча
В те годы страну основательно трясло. Возникали всякие демократические движения, но КПСС отчаянно цеплялась за власть. И 19 августа 1991 года произошёл знаменитый путч. А на следующий день по графику должна выйти городская газета. Тогдашний редактор Александр Шибанов формально был в отпуске, но находится в редакции. Думает вместе со своим заместителем Бойко, что делать? Что печатать на первой полосе? Оба к ГКЧП относятся с неприязнью, и публиковать его материалы не хотят. Но час идет за часом, а из демократического лагеря нет никаких известий. Наконец-то позвонили из горсовета и прочитали в трубку короткое заявление Ельцина. Всю полосу им не закроешь. Решили печатать крупным шрифтом, и получилось эффектно – как будто листовка.
Бойко вспоминает: «Шибанов говорит мне: «Ты подпиши номер, я все-таки в отпуске официально». — «Да, конечно, не вопрос», — ответил я. Подписал и этот, и сделанный на следующий день внеочередной, куда собрали все поступившие документы российской и местной власти о непризнании ГКЧП. Ну а следующий, уже победный номер, подписал Александр Шибанов, у него как раз отпуск закончился. А в дни путча ситуация оставалась совершенно туманной. В ночь с 19 на 20 августа пронесся слух, будто путчистские силы собираются арестовать тираж газеты и занять типографию. Защищать свободу в здании на улице Комарова прибыли несколько депутатов-демократов, ну и я примчался. Мы дружно вздрогнули, когда в темноте к входу подрулила машина. Но это приехало небольшое депутатское подкрепление. А ожидаемые «вражеские войска» так и не явились на поле боя», — заливается смехом Владимир Бойко. При этом понимаешь, что ему в ту ночь было далеко не до смеха.
Ежедневная газета
В начале 90-х годов информационное поле Обнинска стремительно менялось. Появлялись и исчезали новые газеты. Стали вещать местные телекомпании. Проводное радио говорило целый час в день. Вскоре зазвучала музыка и новости в FM-эфире местного «Радио-Рейтинг». Информационный поток год от года становился плотнее. В городе не хватало только ежедневной газеты.
В 1994 году на выборах мэра Обнинска победил Михаил Шубин. Издание ежедневной газеты – его идея. Он же придумал и название «Вечерний Обнинск». Возглавить газету предложили Владимиру Бойко. «Мне не нравилось название, — говорит он. — Какой же «вечерний», когда газета выходит утром». Однако мэр к этому аргументу не прислушался.
Бойко до сих пор отрицает, что газета имела «провластный» характер: «Я одинокий волк, никому не служу. И хотя газета была муниципальной, мы давали возможность высказываться на её страницах разным политическим силам. Были и статьи, критикующие мэрию». С его слов, даже во время самой скандальной и громкой предвыборной компании 1998 года, газета занимала «взвешенную позицию». Тогда в борьбе сошлись действующий мэр Михаил Шубин и местный олигарх Евгений Германов, выдвинувший Марину Капитанову. Шубин победил разгромно. Но, что бы там ни говорил Бойко сейчас, в этом была и часть его труда. Он профессионально — тонко и ненавязчиво подавал заслуги Михаила Шубина перед городом.
В 1998 году Бойко перебрался в Москву — нашёл работу в американском информационном агентстве. Как попал туда? За несколько месяцев до этого он «вытащил счастливый билет» — стал участником американской программы «Бизнес для России» — за счёт принимающей стороны прошёл полуторамесячную журналистскую стажировку в Сиэтле. Когда стажировка подходила к концу, состоялся разговор с редактором американской газеты о будущем Владимира. Эмигрировать в Штаты он не хотел, и ему дали добрый совет. Бойко, вернувшись, разослал факсом резюме в 30 информационных агентств. Одно ответило. Десять лет до 2008 года Бойко переводил там с английского на русский и с русского на английский.
Теперь – переводчик
Сейчас его журналистские таланты в Обнинске, увы, не востребованы. Понятно, что такой «монстр» не будет репортёрствовать, ему, как минимум, нужна редакторская должность. Была газета, которую он недолго возглавлял, но учредители закрыли её. Сейчас он занимается переводами художественной литературы – англоязычных повестей и романов. Правда, на жизнь этим заработать трудно…
А. Собачкин