Пока существует человечество
В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается День матери. Это не просто дата в календаре, а напоминание о важной роли матери в жизни любого человека. И каждому из нас есть, что рассказать о своей матери, о её матери, о матери мужа, наконец! И все эти истории интересны, потому что они – часть истории нашей страны.
Мы попросили рассказать о своей матери жительницу нашего города Светлану Зеленкину. Но она начала издалека – с корней:
— Мама моей мамы (моя бабушка) родилась в 1925 году, и, когда началась Великая Отечественная война, ей было 16 лет. Она была совсем ещё девчонкой и училась тогда в медицинском техникуме. Её и других девчонок выпустили по ускоренной программе, и все они были направлены в госпитали на помощь нашим раненым бойцам.
Непростая судьба ожидала это поколение. Многие погибли. Но те, кто выжил, продолжали трудиться, отстраивали страну, женились, рожали детей…
— После войны моя бабушка работала фельдшером, — продолжает моя собеседница. — Она жила в Дагестане, ей приходилось много ходить от одного высокогорного селения до другого — разносить медикаменты, делать прививки, проводить медосмотры. Никакого транспортного сообщения тогда в горах не было, и 20-летняя девчонка ходила одна пешком от селения к селению. Но при этом её никто не обижал. Наоборот, бабушка рассказывала, что местные мамы с удовольствием «сватали» за неё своих сыновей и хотели видеть её своей невесткой.
Кстати говоря, в горах и сейчас нравы совсем другие, чем в городах. «Гость в дом – Бог в дом», этот закон там чтут и сегодня. Хотя, конечно, трудно нынче представить себе молодую девушку, которая одна, без сопровождения, ходит по горным аулам.
— Но мужа моя бабушка нашла себе всё же в городе. Поженились. Родился ребенок – моя мама. А когда девочка подросла, мама моей бабушки (моя прабабушка) сказала своей дочери, что ей нужно учиться и получить высшее образование. Прабабушка забрала к себе внучку, и моя бабушка самостоятельно одолела программу за два школьных года, которую ей не пришлось изучать из-за войны, и поступила в медицинский институт. Сама! Без блата, без репетиторов, без денег, без каких-либо льгот. Первая в нашей семье она получила высшее образование и стала детским врачом, — с гордостью рассказывает Светлана Николаевна.
Вторым в семье высшее образование получила мама моей героини. Она закончила мехмат, и более полувека проработала инженером в одном из обнинских институтов. Да, она и сейчас работает там же, куда пришла после окончания университета в 1972 году. Одна единственная запись в трудовой книжке за всю жизнь!
— Пришло время, и я тоже стала мамой. Мне пришлось растить своего ребёнка в девяностые годы. И на нашу долю тоже тогда досталось немало испытаний. Конечно, их не сравнить с теми, что выпали женщинам в годы военного лихолетья и после войны — это вообще несопоставимо ни с чем! А мы растили детей в эпоху тотального дефицита. Тогда не было буквально ничего – продуктов, одежды, книг, игрушек. Первая мягкая игрушка у моей дочери появилась, когда ей было года четыре — соседка подарила свою, старую. А возле детской поликлиники в Обнинске висела доска объявлений. Я думаю, многие жительницы нашего города помнят объявления типа «Меняю детские мясные консервы на овощные — один к двум». Обменивались мы и детскими вещами, потому что купить было ничего невозможно. А если что-то и поступало в продажу, то раскупалось моментально. Я помню, как моя соседка (у неё был маленький сын) влетела ко мне в квартиру, схватил в охапку мою дочь, сунула мне деньги и с криком «В Добром детское питание продают!» выставила меня из моей квартиры. И я поехала в деревню Доброе, купила там детского питания столько, сколько дали «в одни руки», а возвращалась автостопом, голосуя на шоссе, — улыбается Светлана Николаевна.
…У дочери моей собеседницы уже тоже есть собственная дочь. И, конечно, её детство гораздо благополучнее, чем было у всех её предков, — так и должно быть. А когда она вырастет, тоже станет мамой. И эта вечная цепочка не прервётся до тех пор, пока будет существовать человечество!
М.Воронцова