Вечный город. Выставка шедевров итальянской гравюры
Культура
В Музее истории города Обнинска открылась очередная, пятая по счёту, выставка из фондов Московского музея-усадьбы Останкино. На этот раз представлены шедевры итальянской гравюры XVII-XIX веков — 50 произведений известных гравёров и забытых мастеров.
XVII-XIX века – время расцвета жанра итальянской видовой гравюры. Основу останкинского собрания заложил граф Николай Шереметев, владелец и создатель дворца-театра в подмосковном Останкине. Гравюра ценилась в то время как изысканное искусство, она позволяла продемонстрировать не только богатство своего владельца, но также его тонкий вкус и образованность. В Останкине эстампами были украшены многие парадные залы. Украшали ими стены своих домов и другие просвещённые путешественники. В XVII веке каждый человек, считавший себя образованным, был обязан совершить тур по знаменитым городам Европы, в первую очередь, по итальянским Риму и Флоренции. Каждый путешественник хотел привезти домой что-то на память, например, гравюру с итальянскими пейзажами.
Самые ранние офорты, представленные на выставке, относятся к XVII веку. К началу XVIII века становится доминирующим мотив сравнения Рима: древнего и современного. Наиболее ярко это выражено в творчестве Джованни Пиранези. Гравёр в творчестве использовал приём повышения уровня горизонта. Благодаря этому зритель, рассматривающий гравюру, смотрит на памятник снизу вверх с близкого расстояния. Это придавало эстампам Пиранези особенную монументальность и выразительность.
Пиранези принимал участие в раскопках Помпеи и Геркуналума, которые производились в середине XVIII века. И слыл непревзойдённым знатоком античной археологии. Он стремился подробно исследовать, а затем реконструировать на бумаге наиболее известные памятники и архитектурные комплексы Рима.
Варвара Ракина, заместитель директора по науке московского музея-усадьбы «Останкино», представившая выставку, пояснила, что в гравюрах, посвящённых Риму, всегда присутствуют три темы: это древний, ренессансный и барочный Рим. И очень часто эти темы переплетаются, особенно в творчестве Пиранези. Другие мастера тоже отдавали дань этой теме – сопоставлению древнего и современного города.
— В офортах XVII века точна каждая деталь, — отмечает Ракина. — Для современного зрителя интересно посмотреть, как выглядел Рим 400 лет назад. Кто в Риме бывал, тот сразу узнает знакомые места. Но удивится, почему Колизей засыпан до половины первых арок. Потому что так и было в XVIII веке: Колизей находился под культурным слоем, который составлял тогда больше 2 метров.
К XVII веку сложился особый тип городского пейзажа – ведута. Для него характерна документальная, почти фотографическая фиксация местности и происходящих в ней событий.
— Сопоставление некоторых листов, представленных на выставке, даёт возможность увидеть особенности восприятия – и не только восприятия, но и времени. Вот, например, вы смотрите на две гравюры, на которых один и тот же мост. Но один мост изображён в середине XVIII века Пиранези, а другой – в 1822 году – то есть, через 70 лет – его учеником и последователем Луиджи Россини, самым известным в XIX веке итальянским гравёром. Глядя на гравюры Пиранези и Россини с изображением одного и того же моста, можно увидеть, как меняется восприятие художниками времени и пространства. На первый взгляд, работы Россини можно принять за копии с гравюр Пиранези. Но при ближайшем рассмотрении видны детали, характерные для вечного города XIX века. К тому же, Рим Россини наполнен романтикой, в то время как Рим Пиранези суров и драматичен, – рассказала Варвара Ракина.
Другим центром архитектурно-видовой гравюры была Флоренция. На гравюрах XVIII века Флоренция предстаёт городом, полным жизни и событий. Варвара Ракина советует, знакомясь с выставкой, тщательно рассматривать детали:
— Итальянцы – мастера композиции. На гравюрах из Флоренции художник прибегает к маленькой хитрости: он снижает масштаб фигурок, делает их нарочито маленькими. И тогда вся Флоренция становится очень масштабной, просто великой архитектурной столицей. Хотя те, кто там бывал, знает, что в этом городе очень узкие улицы, высокие дома, и что там довольно тесно.
…Архитектурная графика – это жанр, который позволяет путём небольших манипуляций с масштабом и размером достичь желаемого результата, например, намеренно исказив масштаб.
Представленная в Обнинске выставка офортов отбиралась очень тщательно. Однажды выставка работ Пиранези из фондов музея-усадьбы Останкино в наукограде уже экспонировалась. Поэтому нужно было, во-первых, показать те гравюры Пиранези, которые обнинские зрители ещё не видели. А, во-вторых, сотрудники останкинского музея ставили задачу сопоставить работы Пиранези с эстампами его современников, младших и старших коллег, чтобы показать, насколько популярным жанром являлась гравюра в графике Италии.
— Это уже пятая наша выставка в Обнинске, — продолжает свой рассказ куратор проекта. — В этот раз мы представляем вершину архитектурного пейзажа – итальянский архитектурный пейзаж. Архитектурный пейзаж, или, как итальянцы говорят, ведута, был одним из ведущих жанров в станковой гравюре того времени. Каждый просвещённый коллекционер всегда хотел показать, что он побывал в Риме или знает о мировых архитектурных богатствах и памятниках. Посещение Италии входило тогда в обязательный гранд тур, который на протяжении XVII — XIX веков составлял один из ключевых моментов воспитания молодого юноши или барышни. Кто не побывал в Риме, образованным человеком не считался ни в России, ни в Англии.
В целом нынешняя выставка позволяет зрителю почувствовать себя современником этих художников. Если мы, глядя на французскую гравюру XVIII века, с жеманными кавалерами и дамами, понимаем, что это было давно, прошло и больше такого никогда не будет, то здесь наоборот. Перед нами вечный город, который был 300-400 лет назад, когда создавались эти гравюры, который есть сейчас и который будет.
Бумага, к сожалению, очень хрупкий материал. Она страдает от времени, света и влаги. Поэтому гравюры обычно хранятся в темноте и выставляются очень редко, на недолгих временных выставках.
Обнинскому зрителю повезло. Он имеет редкую возможность увидеть уникальные произведения, маленькие шедевры итальянской гравюры. Экскурсии по выставке будут проводиться по четвергам, 22 и 29 августа, начало в 18 часов.
Э.Щукина
фото автора