Как ботинки крутились в хрустальном кубе
Это было в самом начале девяностых. Когда стали появляться коммерческие магазины, и в них продавали иностранные товары и деликатесы. Хотя тогда деликатесами считали даже чипсы.
Один знакомый стал директором такого магазина. Тогда это был предел мечтаний для многих. Это был действительно умный и предприимчивый человек.
Но я расскажу маленький эпизод.
Мы зашли в этот красивый магазин с друзьями, с однокурсниками. Директор тоже учился с нами, просто раньше закончил.
И в магазине на мраморном постаменте стоял сверкающий «хрустальный» куб. Такой прозрачный ящик с подсветкой. Этот куб медленно вращался. Свет играл яркими бликами на его стенках, а внутри вращались ботинки. Вместе с ценником.
Цена была огромной. Не помню, сколько точно, деньги тогда непрерывно менялись. Ну, скажем, миллион!
И один юноша удивленно сказал: «Это же точно такие ботинки, как на рынке продают. Ну да, и фирма та же. Подошва, шнурки, кожа — в точности такие! Я примерял даже на рынке эти ботинки. Но цена большой показалась. А в твоём магазине — миллион! Ха-ха! Кто же их купит?».
Молодой директор ответил: «Уже купили несколько пар. Понимаешь, есть люди, которым нужен магазин для богатых. И ботинки за миллион в хрустальном ящике. Они специально едут в магазин за этими ботинками. И никогда не пойдут на рынок. Ботинки за двадцать тысяч — это фу! Дешёвка. А за миллион в кубе — то, что надо. Эти ботинки соответствуют их самооценке!»
Это был урок, почти притча. Есть люди, которым нужны ботинки в магазине для богатых. Они за ними поедут на край света, но чтобы обязательно миллион стоили. Не меньше!
Странная одежда из мятой ткани, странные абстрактные картины с каляками-маляками, странная еда за сумасшедшие деньги легче находят покупателей, чем добротная вещь за разумную цену.
Потому что это эксклюзив. Это не для простых людей. Это для избранных богачей!
…И столько ненужных или обычных вещей и людей крутятся медленно в сверкающем хрустальном кубе. И ждут своего покупателя, который отдаст миллион.
А хорошее, нужное, даже лучшее часто обходят стороной. И говорят: «это дорого!», — потому что на рынке свои законы. А в роскошном магазине — свои.
***
Почему ёлку надо убирать вовремя
Ёлка — двоякий символ, символ вечной жизни, но и символ смерти. Чтобы обрести вечную жизнь, надо пройти через смерть. Ёлку рубят, а потом в дом несут и украшают игрушками и гирляндами. Она и живая, и мёртвая одновременно…
И сначала подарки лежат под ёлкой — радость и счастье. А потом — сухие осыпавшиеся иголки лежат.
К ели всегда было двойственное отношение. И в еловых лесах наши предки старались не собирать грибы и ягоды, не петь песни, не шуметь, беречь тишину. Потому что считалось, что еловые леса и всё, что в них есть, принадлежат предкам, умершим.
Ель — дерево на границе смерти и жизни. Она защищает, но служит как бы порталом в другой мир.
Вот поэтому надо ёлку убирать вовремя. В сказке про Золушку карета превратилась в тыкву, а кучер — в крысу, когда прошло время. Вещи превращаются в свою противоположность, если пройдёт время. И радостная ёлка превратится в мёртвое дерево.
Если новогодние праздники отмечали с живой ёлкой, надо вовремя её вынести из дома. Теперь это символ смерти, мумия дерева. Да и искусственную надо убрать; символически. Прошло время, наступил новый период. И атрибуты ушедшего года и завершившегося праздника нужно убрать из комнаты.
И вот история из жизни: одной тяжело болевшей девочке папа принёс ёлочку в подарок. Купил и принёс, тогда все лесные ёлки покупали. Настоящие.
Девочка была в плохом состоянии. Она лежала и смотрела на игрушки, на разноцветные огоньки гирлянды. Это было красиво, но ей жаль было ёлочку. Что потом будет с деревцем?
А ёлочка выпустила корни в ведро с водой. Она хотела жить!
И родители до весны ухаживали за ёлкой, меняли воду, подкармливали… А потом высадили в лесу, рядом с дачей. И дерево прижилось. А девочка выздоровела. И ходит к своей ели каждую весну, разговаривает с ней и благодарит — уже двадцать лет…
Всему своё время. И все надо делать вовремя, чтобы не навлечь беду, а получить хорошее. Так считали издревле. И были правы…
А.Кирьянова
психолог, писатель