Джаз — удел избранных
Тридцать лет исполняется в этом году эстрадно-джазовому отделению обнинской Детской школы искусств №1. И все эти годы его возглавляет прекрасный музыкант и педагог Евгений Киян. В этом году ко Дню работника культуры он получил грамоту от губернатора Калужской области за свой многолетний труд на благо культуры и искусства.
В этой беседе мы говорили с ним о том, что изменилось в преподавании музыки и о том, что остаётся неизменным.
Сегодня он играет джаз…
— Евгений Николаевич, в советское время была крылатая фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Вам знакомо это выражение?
— Конечно. Это было время моей юности. И пластинки «на костях» (на рентгеновских снимках) мы слушали, и сами пробовали играть. Но я начал развиваться, как музыкант, в то время, когда ещё не совсем прошла «оттепель». Тогда, в 1970-х, когда я учился в Гнесинском училище в Москве, туда пришёл известный наш джазовый музыкант, пианист и композитор Игорь Бриль и открыл джазовое отделение. И с этого началось профессиональное джазовое образование в нашей стране. Я учился на классическом отделении фортепиано, но когда появилась возможность окунуться именно в мир джаза, я моментально этим воспользовался. Мы бегали на курсы к Брилю — на его лекции, на его уроки, ходили на концерты.
— А разве можно научить джазу? Это же импровизация, свобода самовыражения… Может быть, поэтому она так не нравилась Советской власти, которая совершенно не приветствовала, чтобы каждый делал, что хочет, а не то, что партия сказала.
— Да, джаз это такая музыка, которая позволяет и даже предполагает самовыражение. Классику мы играем по нотам. Конечно, каждый хороший музыкант ищет свои «интонации», и всё же он выражает то, что написано и задумано композитором. Джаз — это импровизация, это спонтанность, когда ты сам не знаешь, как ты будешь играть через минуту. Но импровизация и спонтанность совсем не означает анархию. Всё это строится на конкретных правилах, гармониях, джазовых стандартах. Это словно конструктор, когда из готовых деталек можно собрать совершенно разные вещи. И чем больше этих деталей в конструкторе – этих приёмов и знаний у музыканта, – тем интереснее получится результат.
Научить свободе
— Так все-таки, чему учат детей на эстрадно-джазовом отделении обнинской Детской школы искусств? И с какого, кстати, возраста?
— Наше отделение правильно называется «Инструменты эстрадного оркестра», и это точное название, потому что оно даёт полное представление о том, чем мы занимаемся. В эстрадный оркестр входят все инструменты. А принимаем мы детей, начиная с пяти лет. Первые два-три года они получают классическое музыкальное образование, включая постановку рук, сольфеджио, теорию музыки…
— То есть, ноты все-таки учат. А как же свобода, импровизация?
— А это уже потом — на базе полученных знаний и умений. И это очень трудно. Потому, что ребёнок уже может сыграть джазовое произведение по нотам, но в джазе есть много вещей, которые в нотах не зафиксированы. Но мы не настаиваем на джазе. Если у ученика нет тяги или понимания, можно же играть просто эстрадную музыку, которая более доступна, более понятна, да и более востребована публикой – чего греха таить!
Джаз заставляет мыслить
— Иногда создается впечатление, что музыка, которую придумали угнетённые рабы с американских плантаций, сейчас имеет оттенок некоторой элитарности, избранности, что ли…
— Не знаю, как там, на плантациях, но в нашей стране джаз всегда был и до сих пор остаётся музыкой для сравнительного небольшого круга слушателей. И не потому, что это как-то специально культивируется. Просто джаз предполагает готовность к слушанию и пониманию, а она не у всех есть. Ведь, конечно, проще слушать то, что нам преподносит наше телевидение и радио. А джаз там звучит крайне редко, ведь его, как и классику надо уметь слушать и понимать. И меня лично это очень расстраивает. Ведь джазовая музыка развивает человека, заставляет его мыслить, прививает вкус. Но это, к сожалению, нужно не всем. А потому джаз, как и классика – всегда были музыкой для избранных и, видимо останутся такими навсегда.
— И, тем не менее, музыку преподают, и музыкальные школы остаются востребованными…
— Непростое это дело… Любого человека – взрослого или ребенка можно научить выполнять любое действие на уровне ремесла, дать базовые навыки. Это касается и музыки, и джаза, в частности. Мы можем дать навыки подбора, навыки исполнения, аккомпанемента и так далее. А дальше всё зависит уже от конкретного человека, и прежде всего от того, насколько большие способности и даже таланты в нём заложены.
— А среди ваших выпускников много известных музыкантов?
— Знаете, очень мало кто, закончив «музыкалку», выбирает музыку своей профессией. Буквально единицы. Путь музыканта – непредсказуемый и ненадежный в плане жизнеобеспечения. Поэтому большинство наших выпускников выбирают другие профессии. Но знаете, музыку они всё же не бросают. Многие собираются в какие-то небольшие группы, что-то играют, что-то сочиняют. И к музыке они равнодушны не будут никогда. И ещё я уверен, что дети, которые у нас учатся, они отличаются от тех детей, которые не ходят в музыкальную школу. У наших в глазах есть мысль, они более тонкие, более душевные что ли…
Пациент, скорее мёртв, чем жив…
— А как сегодня себя чувствует джаз в Обнинске?
— У нас в городе был прекрасный джаз-клуб, который создал Давид Гонюх. Гостями клуба были самые яркие джазовые музыканты, которые только существовали. И это ведь были не просто концерты, это была определённая творческая атмосфера в городе. Это было очень здорово!
Но сейчас, к сожалению, Давида Гонюха с нами нет, и с его уходом всё это прекратилось. Единственное, что осталось _ это «Обнинский диксиленд». Там играют все известные наши музыканты.
— А вы где играете, куда ходите «тусоваться»?
— У меня есть своя группа друзей и единомышленников. Мы вместе уже более двадцати лет. Она называется «Ретро». Это был квинтет, но сейчас мы остались квартетом без вокала. Играем ретро-музыку и джаз, придумываем, экспериментируем. Играем там, где приглашают, а можем просто на улицу выйти поиграть для себя и для горожан. Сейчас у нас есть ансамбль школьный, который тоже играет джаз. И мы это не бросаем, несмотря ни на что, хотя джаз по-прежнему остается уделом избранных.
(врезка)
Евгений Николаевич Киян живёт в Обнинске с четырёхлетнего возраста, начиная с 1961 года. Здесь он поступил в музыкальную школу и начал заниматься музыкой по классу фортепиано. Учился и закончил ДМШ №1, и сюда же вернулся после окончания Киевской консерватории в 1986 году, уже как преподаватель. В 1993 году он организовал и возглавил эстрадно-джазовое отделение обнинской Детской школы искусств №1. Сейчас там учится более 50 детей и работает восемь педагогов.
Беседовала В.Смазнова