Как предприниматели учились продвигать свою продукцию на «Вершину»

С седьмого по девятое июня в Агентстве инновационного развития Калужской области прошёл бизнес-симулятор «Построение маркетинговой стратегии и сильного бренда технологической компании». В Технопарке Обнинск в эти дни работали 25 руководителей, топ-менеджеров, менеджеров по развитию из разных предприятий региона, которые стремились провести сводный анализ своих компаний, той продукции, которую они производят, и понять свои рынки сбыта: с кем они сегодня могут работать, и как им успешно продавать.

Тренер программы «Вершина» — Алексей Вертунцов.

Выйти на новые рынки сбыта в условиях импортозамещения

АИРКО активно формирует точку притяжения технологических компаний в регионе. Основная цель – работа с инновационными и высокотехнологичными предприятиями, которые образуют различные отраслевые кластеры в Калужской области. Ещё одна цель – развитие Технопарка Обнинск, наполнение его живыми, настоящими, интересными инновационными проектами. АИРКО выступает организатором целого ряда мероприятий, которые призваны помочь нашим компаниям быстро стартовать и развивать различные сферы своей деятельности.

— В этот раз мы замахнулись на трёхдневный тренинг, который даже назвали конференцией – и по охвату субъектов малого и среднего предпринимательства, и по значимости программы для продвижения их продукции. Эту конференцию мы назвали «Вершина». Она посвящена анализу компетенций и ценностей компаний, анализу той продукции, которую производят предприятия в нашем регионе, какие технологии они генерируют. В качестве тренера мы пригласили вице-президента «Союза маркетологов России» (СОМАР) Алексея Вертунцова, эксперта по строгим технологиям управления активами в условиях неопределенности. Он обладает практическими интересными компетенциями и вместе с компаниями решает целый ряд кейсов, которые позволяют компаниям выйти на новые рынки сбыта в условиях импортозамещения, взаимодействовать калужским предприятиям с российскими коллегами и с партнёрами из дружественных стран, — рассказал генеральный директор АИРКО Павел Гранков.

Решение конкретных бизнес-задач за три дня

Суть тренинга — в приближении участников к реальным рыночным условиям. Всё это происходило в игровой форме, которая погружала участников в предпринимательскую деятельность. Они разделились на три команды и приступили к практической работе над реальными тремя бизнес-идеями (кейсами) от калужских компаний. Обнинская «МЕТРА» представила кейс, связанный с большегрузными автомобильными весами. Компания «Порционные продукты» предложила кейс по продвижению и масштабированию производства сыра тофу. Компания «Технософт» — онлайн-платформу для обучения музыке.

Команды уже в первый день успели разработать уникальное торговое предложение (УТП), прописать ценности компании, проработать потребительский инсайт, что помогло понять покупателя и его желания. На второй день предприниматели «перекупали» друг у друга лучших игроков, разбирали сильные и слабые стороны УТП, связки требований потребителя с предложением, работали по сегментации рынка и типажей целевой аудитории. На третий день работа в группах полностью была посвящена позиционированию бренда и коммуникациям с потребителем. Команды выстраивали пирамиду позиционирования, учились расставлять ловушки для потребителей, работали с тоном коммуникаций и прорабатывали логику рекламного сообщения. В итоге команды сформировали финальные технические задания к рекламе продуктов из кейсов компаний.

— Трёхдневный бизнес-стимулятор – это абсолютно новый подход к маркетингу, он очень долго вырабатывался. А начинался примерно 17 лет назад, когда в России только-только зарождались маркетинговые агентства. Потом эти агентства создали своё сообщество, которое впоследствии переросло в Союз маркетологов России. В рамках этой организации, помимо маркетологов и директоров по развитию, к этому Союзу подключались бизнесмены. И нам удавалось по всему миру собирать различные знания, подходы, методы, технологии, которые мы прямо тут же с бизнесменами проверяли на их бизнесах и выбирали самое лучшее, дорабатывали всё, что действительно работает, — рассказал вице-президент Союза маркетологов России Алексей Вертунцов.

Через какое-то время все эти инструменты, методы и подходы уложились в определённый алгоритм. Он был неоднократно проверен на бизнесах разного уровня – от малого до крупного, подтвердил свою эффективность и закрепился в конкретную технологию. На сегодняшний день есть четыре технологии. На тренинге, который прошёл в Обнинске, использовалась технология «Инсайт инсайд» — озарение внутри. Это формат проведения стратегической сессии. То есть, то, что обычно компании вырабатывают месяцами, здесь сконцентрировано, сжато, уложено в один алгоритм с определёнными дополнительными активностями. Это приводит к тому, что за три дня в очень жёстком интенсиве участники тренинга вырабатывают для своей компании вполне достаточные решения, которые можно дорабатывать, подключая экспертов. Эти решения становятся основой для дальнейшей разработки маркетинговой стратегии.

— Здесь находятся бизнесмены разного уровня, из компаний с разным доходом. Есть компании, которые зарабатывают 125 тысяч рублей в год, и есть компании, у которых оборот составляет 800 миллионов рублей в год. Они работают за одним столом, в едином эмоциональном поле, и создают решение. В этом, наверно, прелесть данного формата, что происходит много озарений внутри. Компании очень долго работали над своим продуктом – они по 10-15 лет на рынке. И в течение этих трёх дней бизнесмены исписывают по нескольку тетрадей. Они говорят, что никогда у них не возникало одновременно столько новых идей по улучшению бизнеса. Мы погружаем людей на три дня в условия жёсткой конкуренции, ведь сами команды конкурируют между собой, и внутри команд тоже идёт конкуренция, – пояснил Алексей Вертунцов.

С новыми идеями в светлое будущее

Интересно, что в результате обсуждения и интенсивного обмена мнениями изначальные бизнес-идеи были довольно основательно пересмотрены их авторами. И, самое главное, у них появилось понимание, куда двигаться дальше.

Вот пример: сыр тофу в маринаде. Сыр тофу – это абсолютно безвкусный белковый продукт. Но если мариновать его в разных соусах, он приобретает вкус этих маринадов. А можно ещё добавить орехи, морепродукты… Такой сыр с удовольствием будут есть веганы, люди, которые постятся, и те, кто не ест по каким-то причинам животный белок. Это абсолютно новый сегмент и новые возможности.

Другой пример – прокат музыкальных инструментов. Изначально у компании «Технософт» была идея создать образовательную платформу. Но таких платформ существует уже огромное количество. И всем хочется повторить успех конкурента. Но если ты пытаешься повторить чей-то успех, то все твои усилия и вложения помогают конкуренту, а не тебе. Нужно создавать новые ниши.

— Компания «Технософт» разработала устройство – электронный пюпитр, на котором высвечиваются ноты, есть микрофон, обратная связь, музыканты, которые прямо с тобой, онлайн занимаются, подсказывают. Даже если ты никогда в жизни не пробовал сыграть на саксофоне мелодию, тебя всё равно научат играть. Прелесть этого проекта в том, что даже человек, у которого нет слуха, за несколько занятий начинает играть на саксофоне. Я думаю, что у этого проекта большое будущее, – уверен Алексей Вертунцов.

Все участники тренинга отмечали его особую атмосферу. Всё было организовано так, что все друг другу подсказывали, направляли, давали обратную связь. Появилось много интересных идей, их зафиксировали и будут развивать-применять.

— Таких тренингов в Обнинске ещё не было. В результате общения я получил мощную эмоциональную поддержку. Когда занимаешься бизнесом и сталкиваешься с разными проблемами, иногда кажется, что ты такой один в этом огромном мире, который на тебя постоянно давит. А тут выясняется, что нас таких много. И несмотря на то, что я здесь не занимался разработкой продвижения собственного бизнеса, я могу взять и использовать общую модель, о которой здесь узнал. Я понял, что делал правильно, а что нужно изменить, чему нужно уделить больше внимания для вывода своей продукции на рынок. Очень хорошо, что компания АИРКО организовала такой тренинг, он очень полезный. Все участники здесь очень активно обмениваются идеями, что-то пишут, рисуют. И всё это взаправду, никто не прикидывается, всем действительно интересно. К тому же участие бесплатное, – поделился впечатлениями директор полиграфического комплекса «Илокс» Андрей Бородин.

— Понятно, что идеальный проект за три дня не родится. Но за это время удаётся набрать огромное количество материала, который можно впоследствии не спеша переработать и превратить в бизнес-проект. В этом основное предназначение нашего инновационного тренинга – технологичного подхода к созданию бизнеса, — подчеркнул Алексей Вертунцов.

Что касается результата конференции «Вершина», он, по мнению Павла Гранкова, есть — прямой и косвенный. Прямой результат – это компетенции, навыки, которые предприятия Калужской области получили по маркетинговому продвижению, разработке стратегии развития своих компаний. Сегодня каждая уважающая себя компания должна обладать этим набором ценностей и компетенций. А косвенный результат — создание точки коммуникаций, притяжения для предприятий, которые не только узнали что-то новое, полезное для бизнеса, но теперь будут тесно взаимодействовать между собой на благо экономического развития Калужской области.

В завершение тренинга организаторы наградили его участников сертификатами и вручили удостоверения о повышении квалификации. Все полученные знания и наработки предприниматели применят в своей дальнейшей работе, чтобы привести свои продукты к новым вершинам в продвижении на рынке.

Е.Ершова

фото автора