«24 часа в поиске»
В 2023 году отмечается 10-летие поискового движения России и 35-летие официального признания поискового движения на государственном уровне. С 10 по 24 августа в Калужской области прошла юбилейная десятая международная военно-историческая экспедиция «Западный фронт. Варшавское шоссе». В масштабном проекте, который осуществлялся в местах героических сражений Великой Отечественной войны, приняли участие более 600 человек: бойцы и командиры поисковых отрядов из различных регионов России и зарубежных стран – Беларусии, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Большинство – школьники и студенты.
«Западный фронт. Варшавское шоссе»
В честь этих значимых для Движения событий поисковики пригласили московских и калужских журналистов в пресс-тур «24 часа в поиске». Он прошёл с 18 по 19 августа в Барятинском районе близ деревни Цветовка. Именно там с 1942-го до весны 1943 года армии Западного фронта вели беспрерывные кровопролитные сражения с войсками немецкой группы «Центр» за стратегически важную магистраль.
Кто такие поисковики?
Поисковики ищут и устанавливают имена бойцов и командиров Красной армии, считавшихся пропавшими без вести в годы Великой Отечественной войны. Они не только каждое лето выезжают на поля сражений, но и работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книги Памяти, занимаются патриотическим воспитанием, реализуют просветительские проекты.
Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» было создано 13 апреля 2013 года. Это самая крупная организация, которая занимается полевой и архивной поисковой работой. Она объединяет более 45 тысяч поисковиков всех возрастов.
Об истории движения
В марте 1988 года в Калуге под эгидой ВЛКСМ состоялся первый Всесоюзный сбор поисковых отрядов, собравший энтузиастов и руководителей общественных музеев боевой славы со всей страны.
На этом сборе впервые на государственном уровне были признаны нерешёнными проблемы увековечивания памяти сотен тысяч павших защитников Отечества, останки которых остались на полях сражений. Единогласно, при поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, было принято решение о создании единой организации поисковиков – Всесоюзного координационного Совета (ВКС) поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ. Главой ВКС был избран Юрий Михайлович Иконников, ветеран войны, журналист.
Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» насчитывает более 1500 поисковых отрядов, его региональные отделения открыты в 83 субъектах Федерации.
По данным Всероссийского информационно-поискового центра, за восемь лет поисковиками захоронено порядка 190000 советских солдат, установлено более 10000 имен.
— История Великой Отечественной войны – это история каждого из нас, каждой семьи, независимо от того, где она происходила: в тылу или на фронте. Именно поисковое сообщество может говорить об этих событиях через своё личное восприятие, ведь наш долг – бережно хранить знания и гордость за свою историю, – сказала, обратившись к журналистам, депутат Государственной Думы, ответственный секретарь поискового движения России Елена Цунаева.
Современные технологии – для идентификации погибших
Поисковики работают с применением передовых информационных технологий. Для идентификации погибших используются новейшие достижения науки: ДНК-идентификация, 3D-сканирование, антропологическая реконструкция внешности по методу М.М. Герасимова.
Деревня Цветовка, Калужская область. Высота Зайцева гора. Здесь в период с 1942-го по 1943-й в ожесточённых боях погибли порядка 70 тысяч советских воинов. Место, где искать солдат, определяли долго.
— В этих местах мы обнаружили более 800 погибших бойцов за всё время поисковых работ, не только за время нашей экспедиции. Как бы грустно это ни звучало, на своих руках мы вынесли целый полк. Многие работают здесь целыми семьями. Вместе со мной в поиске трудятся мои жена, сын и дочь. Однажды к нам на раскопки подошли грибники, жена с мужем, спросили, что мы делаем. Мы объяснили. На другой день они пришли с лопатами и сказали: «Ребята, мы хотим вам помочь». Остаток отпуска они провели вместе с нами. Получается так, что не люди выбирают поиск, а поиск выбирает людей. Те, кто к нам пришёл осознанно, уже от нас не уходят. И приводят потом своих детей, – рассказывает руководитель костромского регионального отделения «Поискового Движения России» Сергей Шиянов.
Новые методики поиска
Поисковики делают фотофиксацию места раскопа, затем извлекают из земли останки, фиксируют их на специальном баннере и составляют протокол раскопок на бумажном носителе. После этого они приносят найденные останки со всей документацией в антропологическую палатку, расположенную прямо в лагере. Протоколы заносятся во Всероссийский информационно-поисковый центр. И за дело берутся специалисты из Института этнографии и антропологии РАН.
— С помощью протоколов они изучают особенности костного состава. Делают фотофиксацию черепа, определяют пол, рост, описывают особенности погибшего: прижизненные патологии и т.д. Не всегда удаётся найти медальон, поэтому по-другому идентифицировать бойца невозможно. С 2014 года в поисковом движении используют новые технологии. Допустим, на медальоне прочитать ничего невозможно. Но это только на первый взгляд. С помощью специальных фильтров в компьютерной программе фотошоп специалистам удаётся прочитать фамилию, – рассказывает член Координационного совета, представитель в Уральском федеральном округе «Поискового движения России» Татьяна Астафьева.
А дальше – работа в архивах. Даже если нет медальона, нет никакой подписанной личной вещи, выручают новые технологии. Антропологи делают реконструкцию образа по черепу. После этого выставляют полученный портрет в интернет. И часто родственники откликаются.
Недавно написала поисковикам девушка: реконструированный антропологами образ похож на её деда. Она прислала фотографию, был сделан сравнительный анализ, который показал почти стопроцентное совпадение. Но полностью доказать родство может только анализ по ДНК. С 2021 года с поисковиками работают специалисты, владеющие этой технологией.
— Во втором шейном позвонке есть отросток, в котором даже через много лет сохраняется информация о ДНК. В Мосальском районе мы подняли останки 186 бойцов. Были взяты биоматериалы у 59-ти. В 95 процентах случаев удалось ДНК получить. Технологии двигаются очень быстро. И мы должны за ними успевать, чтобы идентифицировать как можно больше красноармейцев, – уверена Татьяна Астафьева.
Задача поисковиков – не только извлечь останки погибших, но и детализировать ход боёв, выяснить, где и при каких обстоятельствах погибали бойцы. Двухнедельная экспедиция ещё была не окончена, а поисковиками уже найдены останки 61 красноармейца, два солдатских медальона и подписная опасная бритва.
Имена солдат, которые удалось установить:
Красноармеец Алексей Михайлович Козлов, 1915 г.р. Согласно архивным данным, боец был призван Титовским РВК, Кемеровской области (до 1943 года – Новосибирской обл.) и пропал без вести в июне 1942 года.
Красноармеец Степан Захарович Возженников, 1907 г.р. Был призван в 1941 году Зуевским РВК, Зуевского р-н Кировской области. Пропал без вести в июне 1942 года.
Е.Ершова