Улица номер три
Самая первая улица Обнинска – Лесная — появилась ещё в 1946 году, именно там построили первые жилые деревянные дома для сотрудников лаборатории «В». До нынешнего времени эти «финские» домики не сохранились. Не сохранилось и название улицы. Теперь она – Горького. В 1948-49 годах построили первые многоквартирные дома на Центральном проезде. Через 10 лет он стал проспектом Ленина.
А в 1949-м появилась третья улица — Пушкина. Тогда отмечалось 150-летие поэта. В стране эту дату праздновали широко – даже памятник в Москве передвинули, чтобы он выгоднее смотрелся. Полковник Петр Захаров, руководитель объекта «В» (так тогда назывался Обнинск), решил не отставать от всенародных торжеств. Вот так и появилась улица Пушкина.
Расположенная в нижней части «старого города», она тиха и неприметна. Помню забавный эпизод. В День города я в Белкинском парке торгую своими краеведческими книгами. Подходит молодой человек и устраивает мне «экзамен»: «Скажите, какая улица в Обнинске самая короткая?» – «Улица Пушкина, наверное», — отвечаю. Диалог слышит дама «серебряного возраста» и вмешивается: «Разве в Обнинске есть улица Пушкина? Не обманывайте! Я живу здесь с 1955 года, не знаю такой улицы!» — «Есть такая улица, — улыбаюсь в ответ. – Соединяет проспект Ленина и улицу Горького. На ней четыре дома всего». Дама на слово не поверила, и сказала, фыркнув, что сама обязательно проверит. Типичная обнинская ситуация…
Называя третью улицу города в честь Пушкина, Петр Иванович Захаров и не предполагал, что с большой степенью вероятности великий поэт мог бывать в наших местах.
Казалось бы, каждый шаг самого знаменитого поэта России известен и описан. Более подробное жизнеописание — только у Ленина. Тем не менее, белые пятна есть и в пушкинской биографии. Вот вопрос, который не даёт покоя местным краеведам и всем поклонникам нашего поэтического гения – а был ли Пушкин в Белкине?
Загадка обнинской истории
Памятник «под бронзу» ему установлен в Белкинском парке. Просто так? Да не совсем. Александр Сергеевич имеет к усадьбе самое прямое отношение. В начале XIX века Белкиным владел Дмитрий Бутурлин, человек богатый, знатный и государственный. Занимал пост директора Эрмитажа. А ещё Бутурлин дружил с Сергеем Пушкиным.
Бутурлин был богаче, занимал более солидное положении в обществе, но это не мешало ему близко знаться с Пушкиным. Их московские дома стояли неподалеку друг от друга. И Сергей Львович, женившись и расплодившись, частенько гостил у Дмитрия Петровича. Будущее «солнце русской поэзии» ребёнком точно бывал в московском доме Бутурлина – об этом есть воспоминания современников. И ничто ему не мешало бывать и в усадьбе отцовского друга. Ведь была традиция дворянского русского быта – приглашать на лето в загородное имение родственников и друзей. И вполне возможно, что четырёх-пятилетний кудрявый пацанёнок – будущий великий поэт бегал по дорожкам Белкинского парка. При той близости отношений, которая была между Дмитрием Петровичем и Сергеем Львовичем, иначе и быть не могло. Но вот незадача – письменных доказательств нет. Кроме одного, весьма косвенного и спорного.
В феврале 1827 года Пушкин написал коротенькое письмо приятелю Петру Каверину, который в тот момент оказался в Боровске: «Каверин, каково поживаешь ты в свином городке?». А дорога в Белкино из Москвы пролегала тогда через Боровск (почтовый тракт №17). Откуда знать Пушкину, что Боровск – это «свиной городок», если он в нём ни разу на тот момент не был? Или всё-таки был?.. Увы, доподлинно это неизвестно.
Это ещё не всё на тему «Пушкин и Белкино». Вполне возможно, что Пушкин побывал в усадьбе первого-второго мая 1829 года. И виновата в этом только Наталья Гончарова, к тому времени ещё не жена, и даже не невеста…
В конце 1828 года «наше всё» увидел ее, 16-летнюю, как сейчас бы сказали – «на дискотеке». На балу, разумеется, на Тверском бульваре. Была она в белом платье и золотом обруче на голове. 29-летний Пушкин с первого взгляда решил жениться. А с этим делом ему прежде не очень везло. Дважды пытался – отказывали. В этот раз ему не сказали ни да, ни нет. Типа, подумаем. Поэт психанул и отправился на Кавказ, воевать с турками.
А поехал он уже упомянутым трактом №17. В своей коляске, запряженной казёнными лошадьми, которых надо было менять на почтовых станциях. За день путешественники того времени обычно проезжали около ста километров. Значит, Пушкин где-то тут в наших краях ночевал. Может быть, в Боровске. Или в Малоярославце. Но скорее всего – в Белкине. Если человек ехал в своей коляске, ему можно было немного отклониться от маршрута, а постоялые дворы Пушкин терпеть не мог.
Так что, исходя из здравого смысла, ночевал Александр Сергеевич не в Боровске или Малоярославце, а в белкинской усадьбе, которая была знакома ему, видимо, с детства. Дмитрий Бутурлин к тому времени давно жил в Италии, но посещение дворянских усадеб в отсутствие хозяев не возбранялось – на то был смотритель, чтобы принимать гостей. Через четыре года Пушкин напишет «Повести Белкина». Спрашивается, откуда взялось название? Возможно, из наших мест…
Пушкинская дверь
В 1932 году дачу Бугры (в нынешнем Кончаловском лесу) купил знаменитый художник Петр Петрович Кончаловский и прекрасно на ней проводил каждое лето: писал картины, ходил на охоту, коптил свинину – делал настоящий испанский хамон. Часто бывал в Белкине и, разговаривая с местными жителями, поверил в их рассказы о том, что Пушкин гостил в барском доме.
В 30-е годы в бывшей усадьбе располагалась школа, и однажды там затеяли ремонт, сняв старые внутренние двери. Узнав об этом, Кончаловский приехал в Белкино и забрал одну из дверей. Он установил её на своей даче, и хвастался перед своими гостями: «В эту дверь ходил сам Пушкин!»
Да и беседку, что стояла в Белкинском парке (её восстановили лет 15 назад) весь XIX век почему-то называли пушкинской.
Поэтому и бюст поэта (работы обнинского художника Владимира Денисова) стоит в старинном парке не просто так. И улица, получается, тоже названа со смыслом. Но бывал ли всё-таки Пушкин в Белкине — это загадка истории нашего города.
А.Собачкин