Обсуждение будущего
Обнинск инновационный
27 ноября в обнинском Доме учёных состоялось очередное заседание городского научно-технического совета (ГНТС).
В повестке дня были вопросы по образованию, работы со школами и детьми, то есть ГНТС обсуждал самое важное – перспективу развития науки и технологий в городе Обнинске и северной агломерации региона. Одним словом, это можно назвать составляющим стратегии развития города и региона.
Заседание вёл заместитель учёного секретаря ГНТС Анатолий Сотников. Он же выступил с первым докладом, посвящённым проекту «Инновационно-образовательная экосистема наукограда».
Речь шла о том, что северная агломерация региона – это пространство синтеза культуры, науки и образования. Это территория инновационного развития, где надо готовить кадры, чтобы обеспечивать экономическое благополучие граждан, финансово поддерживать инновационные предприятия. Для этого необходимо эффективное взаимодействие власти, бизнеса, образования и науки в комфортных условиях.
Образовательная экосистема предполагает, что школы и колледжи с помощью их директоров и преподавателей должны создать «атомные классы», классы технического творчества, открытые лаборатории, летние лагеря актива. Предстоит усилить кружковое движение, детский технопарк, центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). В городе давно создана и ведёт большую работу малая академия наук (МАН) «Интеллект будущего», академия «Технолаб», образовательный центр «РИО», IT-школы, Центр творчества детей и юношества «Эврика», Лига роботов и другие структуры дополнительного образования. В ИАТЭ НИЯУ МИФИ действует Точка кипения и её инновационный научно-технологический центр, ЦМИТ, коворкинг (сотрудничество), научно-образовательные центры и многое другое. Вуз и дополнительные научные и технологические центры – это наиважнейшее подразделение, где идёт подготовка основных кадров для нескольких отраслей.
Для содействия развития образовательной экосистемы важно активное участие федеральных, региональных и городских сообществ, таких как преподаватели и эксперты МАН «Интеллект будущего», Педагогическое содружество «Афалина» «Курилка Гутенберга — Обнинск» и многих других общественных организаций. Для развития всех процессов создаётся обнинский кластер науки и образования. Для всего этого предстоит сделать многое, и на реализацию получен грант более 50 миллионов рублей.
Конечно, учреждения культуры северной агломерации тоже играют немаловажную роль для исторического и гуманитарного просвещения. Свою роль выполняют парк-музей «Этномир», библиотеки, музеи, парк птиц, театры и студии. Немаловажную роль для продвижения проектов выполняют такие структуры, как бизнес-инкубаторы, технопарк КЛИТЦ, RTTN.
О проекте создания распределенного детского технопарка рассказал генеральный директор ООО «Технолаб» Вадим Макаров. Академия «Технолаб» — это проект, который ставит перед собой цель развивать научно-техническое образование среди детей и взрослых. Его задача заключается в том, чтобы дети могли постепенно увеличивать объём знаний в тех сферах, которые в будущем будут востребованы — работа с материалами, ЧПУ-оборудованием и электроникой, архитектурное проектирование, 2D и 3D моделирование, а так же программирование «умных систем» и робототехника. В некоторых школах города в стадии разработки находится создание специализированных модулей. Например, школа №1 получит биологическое направление, №4 – композитных материалов, №12 – виртуальной реальности и т.д.
Исполнительный директор кластера науки и образования Вера Иволгина представила проекты: «Школа наставничества» и «Фестиваль науки и образования». Важную роль в развитии профессиональных навыков у школьников и студентов, получении специализированных знаний играет взаимодействие со специалистами. Для этого требуется сотрудничество предприятий со школами и вузами, наставничество, что повысит интерес молодёжи к науке и технологиям. Представленные на ГНТС проекты могут сыграть роль усовершенствования системы образования, которая сейчас вызывает много сомнений.
Много вопросов задали на заседании ГНТС опытные учёные и руководители А. Зродников и Ю. Руднев.
Например, Анатолий Васильевич Зродников, читающий лекции студентам, высказал сомнение по поводу качества школьной подготовки ребят, которые приходят в вузы. Ему приходится сталкиваться со слабо подготовленными абитуриентами и студентами первого курса.
О проблемах системы управления атомных знаний в Росатоме говорила
Заместитель генерального директора Физико-энергетического института по науке и инновационной деятельности Наталья Айрапетова.
В заключительной дискуссии речь шла об информационных противоречиях поколений. О том, что обсуждаемые сегодня проекты, возможно, помогут преодолеть эти противоречия.
В. Шапошников
фото А.Ульяненко