О медиках бедных замолвите слово
Из редакционной почты
В первоисточнике, впрочем, эта просьба касалась «бедного гусара», но и давшим клятву Гиппократа это тоже будет нелишним…
Не так давно в соцсетях появилась фотография стеклянной двери входа в поликлинику обнинской Клинической больницы №8 с наклеенной надписью «Добро пожаловать умирать». Какая реакция последует на эту надпись у решившего обратиться за помощью пенсионера (допустим, с «болями в области сердца») и не придется ли его после прочтения отправлять в реанимацию, авторов не волновало – они деньги «чернухой» зарабатывают и даже базовые моральные принципы им чужды. Но этот провинциальный «перформанс» высветил одну немаловажную проблему: издевательство над здравоохранением – востребованный продукт. Самое печальное, что доморощенные провинциальные «павленские» не ведают что творят.
К постоянной критике отечественной медицины сегодня мы уже стали привыкать. Не замечая тысяч успешно проведенных операций, спасенных жизней и просто добросовестной работы врачей, люди сосредоточились исключительно на негативе. А негативной информацией, в силу каких-то причин, нас усиленно накачивают. Что чаще человек видит или читает: «врачи выходили ребенка, родившегося весом менее 500 гр» или «ребенок умер в результате врачебной ошибки»? Не ошибусь, предположив, что соотношение позитив/негатив будет где-то в районе 10/90. А в Обнинске — и того печальнее картина получается. Никто не спорит что плохих специалистов, устаревшего оборудования, непрофессионализма персонала и людей с низким культурным уровнем в этой сфере предостаточно, но ведь есть и другая сторона. Та, на которой почему-то внимание совершенно не акцентируется — это когда в условиях отвратительного финансирования, крайне негативного отношения со стороны окружающих, на том самом устаревшем оборудовании и в жутких условиях, медики продолжают исполнять свой долг и число спасенных/потерянных жизней имеет противоположное основному информационному потоку соотношение. Но, не принято об этом говорить. Клеймить нынче модно. Недостатки вытягивать наружу. Глаголом «прижигать отвратительную язву» — отечественное здравоохранение. А кто-то из «клеймителей», хоть раз задумывался о том, какой процесс он запускает? Простая ситуация: человек почувствовал себя плохо и решил обратиться за медицинской помощью. С каким внутренним настроем он придет в больницу, получив перед этим из СМИ информацию, что в учреждении его ждут коррупционеры, бездари, воры и хамы? Правильно!.. Он придет «заряженным» на негатив, и, получив малейший повод (очередь в регистратуру, перенаправление к узкому специалисту, грязный пол…), выплеснет негативные эмоции на персонал. А персонал – тоже люди. Тоже с эмоциями. Раз стерпят. Второй. А потом эмоции выйдут наружу. И не факт, что под эту «отдачу» попадёт «первоисточник». Ну а после этого – «по накатанной»: посты в соцсетях о хамстве в больнице, заявления в прокуратуру, письма в газеты, жалобы… Человек же, запустивший процесс, в стороне. И, вроде как, ни при чем, а просто получил очередное подтверждение своего отношения к «хамам в белых халатах».
В «лихие 90-е» я проходил военную службу и очень хорошо помню ощущения человека, работа которого (если убрать красивые словеса) умирать за страну и её граждан. При этом те самые граждане тебя презирают. Просто так. За то, что ты в военной форме. Благодаря массовой информационной атаке одна из лучших армий мира в одночасье превратилась в сборище бестолковых вороватых недотёп. Три-четыре года воздействия на умы — и количество абитуриентов в военные вузы упало до критической величины. Служить (за исключением династий) шли в большинстве своём те, кому на гражданке ничего «не светило». Государству стоило больших усилий и финансовых вложений, чтобы эту ситуацию исправить. То же самое происходит в последние годы с бесплатной медициной — из неё «вышибают» профессионалов. А мы в этом помогаем, приняв как догму: «бесплатная медицина умерла, теперь в ней остались воры и бездари». Мы не ищем позитив, сосредоточившись исключительно на отрицательных сторонах здравоохранения (такие, безусловно, есть, их много, но ведь не только они). К чему это приводит? Представить легко: просто поставьте себя на место сотрудников медучреждения – сколько бы продержались лично вы, зная, что отношение подавляющего большинства к вам не просто недоброжелательно, а граничит с ненавистью? Зная, что любая ваша ошибка, неосторожно брошенное в чей-то адрес слово будут «рассматривать через увеличительное стекло», а профессионализм, преданность долгу и просто человеческие качества — игнорироваться. Медики — такие же люди. Непрерывное моральное давление, как и любого человека, сначала озлобит. Потом отобьет желание идти на работу. А потом… Потом врача может посетить мысль: «раз уж считают меня бездушным извергом, таким и стану — не так обидно будет». Вот и получается, что во многом мы сами формируем отношение врачей к пациентам. Понятно, что это только одна составляющая проблемы, но очень важная. Состояние души, осознание общественной значимости выбранной профессии и уважение окружающих для человека спасающего жизни людей не менее важны, нежели профессиональные навыки. И если за последнюю из перечисленных составляющих отвечают вузы, то первые три формируем мы с вами. Давайте задумаемся об этом.
С. Ананишин