Алексей Тихонов. Уроки мастера
Культура
В музее истории города Обнинска открылась выставка работ художника Алексея Тихонова «Народный театр. Неосуществлённый проект».
Алексей Александрович Тихонов (1944-1979) стоял у истоков художественной жизни Обнинска и был её «камертоном». В 1970-е годы он регулярно участвовал в выставках, преподавал в обнинской детской художественной школе.
Алексей Тихонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В 1975 году был принят в Союз художников СССР, в 1976 – в творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР. Он был награждён множеством наград, в том числе дипломом Академии художеств СССР за портрет писателя и журналиста И. Кашафутдинова.
Главным и любимым жанром Тихонова был портрет. В своих работах он обращался к «вечным», философским темам. На выставке, размещённой в лекционном зале городского музея, представлены эскизы к картине «Актёры Народного театра» – большому полотну, которое художник не успел завершить.
Сотрудники музея, совместно с Городским дворцом культуры и вдовой художника Верой Тихоновой, предоставившей его эскизные работы, создали экспозицию, благодаря которой жители города могут как бы побывать в мастерской художника: проследить движение от карандашных эскизов к немногочисленным темперным и масляным работам на эту тему и представить себе завершённый вариант картины. Работы художника на выставке дополняют театральные костюмы и фотографии сцен из спектаклей Народного театра 1970-х годов.
Пособие для молодых художников
На открытии выставки побывали актёры современного Народного театра, обнинские художники. Они поделились своими впечатлениями. Заслуженный художник России Александр Шубин рассказал, что представленная на выставке серия эскизов создавалась у него на глазах в художественной мастерской, которая как раз тогда переехала с улицы Шацкого на улицу Звёздную.
– Это последняя работа Алексея. Он делал эскизы и наброски в течение нескольких лет, был одержим этой работой. Он ходил в народный театр, создавал наброски на спектаклях, репетициях, в гримёрке, предлагал разные композиционные решения будущего большого полотна, а, возможно, и нескольких полотен. Его быстрые карандашные рисунки отлично передают характеры героев. Это уникальная выставка. Её обязательно надо сохранить и показать современным студентам. Здесь мы видим классический пример работы художника над картиной. Всё это настоящее пособие для молодых художников. Вот так надо работать над картиной, над композицией – от этюдов, зарисовок к готовому произведению. К сожалению, такая техника сейчас уже уходит. Современные художники больше работают с компьютером, фотографиями, – подчеркнул Алексей Шубин.
Классик обнинского искусства
Заведующая выставочным отделом Музея истории города Обнинска Людмила Сорокина отметила, что «для сотрудников музея имя Алексея Тихонова остаётся именем классика обнинского искусства». Он был одним из первых обнинских живописцев, принятых в члены Союза художников. Он первым со своим творчеством вышел на международные выставки. Вокруг него собирались все обнинские художники, он был душой всей городской художественной жизни.
— К сожалению, многие его замыслы остались незавершёнными. В последние годы своей жизни он работал над подготовительными этюдами к нескольким картинам, которые мыслил в будущем создать. Он писал библиотекарей, учащихся и педагогов художественной школы, задумывал картину «Учитель и ученики». Проект «Народный театр» — один из его незавершённых замыслов. На его этюдах представлены артисты народного театра 70-х годов, подготовительные эскизы к будущей работе. В то время в репертуаре театра шли спектакли, популярные среди обнинской публики – «Чёртова мельница» и «Аленький цветочек». Фрагменты из этих спектаклей представлены на этюдах.
Автор выставки, сотрудник выставочного отдела музея Анастасия Борденюк рассказала, что главным и любимым жанром Алексея Тихонова был портрет. Он создал целый цикл портретов горожан. В 1978-1979 годах художник написал эскизы к картине «Народный театр». В них отражена творческая жизнь артистов: знакомство с пьесой, артист в образе, нанесение грима перед спектаклем, актёры в комнате отдыха.
— В этих карандашных эскизах вы видим творческий поиск художника. Он искал позу, жест. Во всех работах Тихонова видна достоверность образа, психологическая глубина, его манера, замысел, многофигурные живописные композиции, широкие обобщения, постоянный труд и творческих поиск – всё говорит о нём как о действительном большом художнике. Алексей Александрович не ставил перед собой мелких, незначительных целей. Он искал в жизни человека главное. И через искусство пытался отразить познание и самопознание, — рассказала автор выставки.
Главный режиссёр Народного театра Елена Черпакова в момент создания этих эскизов ещё не родилась. Но она старается изучать историю театра, в котором работает, и которому уже почти 70 лет.
— Я много слышала о тех людях, которые изображены на работах Алексея Тихонова. И теперь, посмотрев выставку, я как будто с ними сама познакомилась. История города идёт рука об руку с именами актёров театра и его руководителя Веры Петровны Бесковой. Я благодарна всем, кто хранит историю того колоссального художественного наследия, которым мы обладаем. Благодаря им мы можем прикоснуться к первопроходцам культуры и искусства нашего города, «подышать с ними одним воздухом», – поблагодарила создателей выставки Елена Черпакова.
Выставка состоялась благодаря вдове художника Вере Викторовне Тихоновой, которая предоставила его эскизы, рисунки, живописные работы сотрудникам обнинского музея. А ещё в коллекции музея появился альбом с работами Алексея Тихонова, изданный Калужским музеем изобразительных искусств при содействии регионального министерства культуры. Сотрудник калужского музея Станислав Баранов подарил обнинскому музею это издание. В нём представлен жизненный путь и работы художника, созданные им в разные периоды жизни.
Е.Ершова
фото автора