Андрей Кезиков: «главное — вызвать желание узнавать новое»

Обнинск инновационный

Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» реализует проект «Наставники будущих Ломоносовых», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Продолжаем публикацию статей о наставниках – в этот раз об Андрее Николаевиче Кезикове.

Работающий в Малой академии наук «Интеллект будущего» экспертом по химии Андрей Кезиков относится к школьникам с удивительным уважением. Никогда не называет их детьми — только людьми. Подразумевается: равными взрослым. «Когда люди изучают тему», «Если у человека есть мотивация», «Нельзя отбивать у человека желание творить»… Никакой снисходительности, никакого панибратства. И вместе с тем чувствуется: с учениками Андрей Николаевич легко находит общий язык.

Путь в эксперты

Экспертами Малой академии наук «Интеллект будущего» становятся по-разному. Ещё школьником Андрей Николаевич сам участвовал в её конференциях «Юность, наука, кульутра».

— Я тогда учился в восьмом-девятом классах. От конференций остались прекрасные воспоминания. Там я оказывался в среде увлечённых людей, видел, что таких, как я, много, — вспоминает Кезиков.

И неожиданно добавляет:

 — У меня до сих пор хранятся дипломы с тех конференций.

Любимым предметом у него в школе была химия. Это и определило дальнейшую профессию. После школы Андрей поступил в Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева. Дальше — аспирантура в Институте физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина. Некоторое время работал в РХТУ, но в конце концов вернулся в Обнинск. И продолжил заниматься практической наукой на стыке биологии и химии — только уже в коммерческих фирмах.

А ещё он пять лет совмещал основную работу с преподаванием: вёл занятия в Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ, на кафедре «Наноматериалы для биологии и медицины» Инженерно-физического института биомедицины.

— Когда преподавал, меня очень удивляли студенты. Многие из них были пассивны, совсем не интересовались предметом, — говорит Андрей Николаевич. — Я считаю, что обучение — это процесс, который зависит не только от преподавателя, но и от ученика. Порой просто оторопь брала, насколько у студентов не было мотивации, чтобы узнать что-то вне рамок стандартной программы. Я связываю это с нынешними особенностями школьного воспитания: людей просто натаскивают на сдачу ЕГЭ, убивая в них творческий подход и высокие стремления. А этого делать ни в коем случае нельзя!

Поэтому, когда предложили стать экспертом Малой академии наук «Интеллект будущего», Кезиков подумал и согласился. Вспомнил себя в школе и понял: хочется работать с теми учениками, которые умеют мыслить нешаблонно и действительно заинтересованы в том, чтобы развиваться.

Творчество, интерес, мотивация

Андрей Николаевич отмечает и другие особенности нынешней школьной подготовки. Она зачастую сводится к простому зазубриванию правильных ответов на вопросы экзаменационных тестов. А какие можно сделать выводы из полученной информации, как применить её на практике — этого многие уже не понимают.

— Совсем другое дело — конференции «Интеллекта будущего», куда приезжают люди, которым по-настоящему интересно разобраться в какой-то проблеме, — говорит Кезиков. — Порой представляют работы и по какой-то старой тематике, без использования современных возможностей. Но все эти работы — результат личного поиска и личного развития участников. И пусть людям не всегда хватает знаний, или в условиях школьных лабораторий трудно развить взятую тему. Это как раз не беда. На то и эксперты, чтобы показать направление, куда двигаться дальше. Важно, что есть общее стремление и желание.

С особенной теплотой он рассказывает о тех, кто участвует в конференциях несколько лет подряд, раскрывая и углубляя тему исследования.

— Приятно, когда видишь, что работа над темой идёт, найденные недостатки учтены и по возможности исправлены, а человек по-настоящему заинтересован темой своего исследования, — подчеркивает Андрей Николаевич. — В такие моменты чувствуешь, что действительно помог: твой отзыв и замечания оказались полезны.

Сам он, по его словам, тоже многому учится у участников конференций. Например, когда пишет рецензии на работы, сам обдумывает: а что бы он мог сказать по теме исследования? Как бы выразил ту или иную мысль?

Помочь выбрать направление

Кезиков удивляет многим, не только отношением к школьникам.

— Как думаете, конференции — это хороший способ привлекать людей в науку и технические специальности? — спрашиваю у него.

На этот вопрос многие реагируют вполне предсказуемо. Вовсе не потому, что мыслят шаблонами. Просто подготовка доклада — это на самом деле и есть первые шаги в науку. Но в ответ получаю совсем неожиданное:

— А это совсем не обязательный и даже не самый важный итог!

Андрей Николаевич объясняет свои слова. Он придерживается позиции, высказанной ещё Карлом Марксом в работе «К критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Если человек видит, что в одной области у него могут быть хорошие перспективы, а в другой — не очень, он пойдёт туда, где, по его ощущению, будет хорошо.

— Мир сложен, красив и очень интересен. Важно поддержать желание узнать о нём что-то новое. Для этого необходимо развивать в учащихся не только любознательность, но и инициативу, критическое мышление, умение обращаться с информацией. Взрослые просто обязаны это делать. А станет человек учёным или выберет что-то другое — это уже определяют его склонности, среда, в которой он растёт, и, в том числе, текущая экономическая обстановка.

Самое же правильное, по мнению Андрея Николаевича, что могут сделать взрослые, — это создать условия, в которых школьники будут получать знания, причём обязательно актуальные знания. А ещё — нарабатывать навыки публичных выступлений. Ведь одно из важных для любого человека умений — способность убеждать, аргументированно доносить свою точку зрения, продвигать идею. Причём делать это приходится в самых разных ситуациях и перед самыми разными людьми. Без навыков коммуникации в современном мире не обойтись.

— Если человек обладает хорошими знаниями, инициативой, если у него развито критическое мышление, если он не боится выступать и умеет держать себя перед публикой, то он может стать кем угодно, — уверен Андрей Кезиков. — Прекрасным финансовым аналитиком. Управленцем. Учёным. Организовать своё дело. Стать преподавателем… Есть тысячи вариантов, и все они должны быть доступны. А мы, взрослые, эксперты, — можем и обязаны подсказать возможные направления, объяснить, как сделать в них первые уверенные шаги к поставленным целям.

К.Бурых

Добавить комментарий