Дмитрий Сергеев: «Мы были первыми. Три события в истории МАН «Интеллект будущего»»

Обнинск инновационный

Мы уже сообщали о том, что Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», деятельность которой начиналась в Обнинске, отметила 25-летие. На старте она называлась Межрегиональное детское научное творческое общественное объединение. Накануне знаменательной даты МАН получила престижный Президентский грант. Четверть века назад у истоков этого, по-настоящему инновационного, педагогического движения стояла группа молодых энтузиастов. Среди них был и Дмитрий Сергеев, организатор детского туристского клуба «Товарищ» и общественной организации «Союз друзей». Сегодня он рассказывает о главных вехах на пути МАН «Интеллект будущего» и своём участии в этой истории. 

1995 год. Рождение организации «Интеллект будущего»

…К 1995 году, когда всё наладилось — обнинские конференции стали собирать до тысячи участников, Министерство образования России обеспечило Всероссийский статус, сформировался пул неравнодушных экспертов, заработало собственное издательство, выкристаллизовалась методология школьной исследовательской работы, – я понял, что это движение, начатое Львом Ляшко, может стать чем-то бОльшим, чем ежегодное «красивое событие». Одним на всю страну.

К этому времени у меня уже сложилось представление о возможностях общественных объединений и ограничениях системы государственного образования. Кроме того, опыт создания более десяти региональных и общероссийских детских общественных организаций, в том числе обнинского «Союза друзей» и Ассоциации учащейся молодежи России, показал, что создание педагогических и социальных систем не требует внешнего финансирования и руководства. И наличия Интернета, кстати, тоже.

Весь фокус заключался в осознании собственных целей и возможностей. Все ограничения были только внутри нас. Мы не понимали, чего хотим и что можем. И поэтому не двигались дальше фантазий о подвижничестве и педагогике сотрудничества. Ещё не пришло время размышлений о сетевых структурах, Интернет-олимпиадах и собственной экономике. Пределом мечтаний был ежегодный сборник, Всероссийский статус и компьютерный класс.

Моё предложение о создании Всероссийской детской общественной организации директором Обнинской станции юных техников Валерием Дмитриевичем Павленко и заместителем директора Львом Юревичем Ляшко было воспринято скептически. Самостоятельное юридическое лицо — это дополнительная ответственность и неочевидные преимущества. Да и юридических знаний не хватало.

Решение о создании было принято скорее на всякий случай, чем в соответствии с логикой развития. Я написал устав и подготовил учредительные документы. Валерий Дмитриевич за счет бюджета конференции оплатил изготовление копий. Руководители делегаций из разных городов России, собравшиеся на очередную обнинскую школьную научную конференцию «Юность, наука, культура», обеспечили межрегиональный статус. А название родилось в процессе общего обсуждения, в котором участвовали кроме меня Лев и Татьяна Ляшко, Алексей Тихоненко, Андрей Романов. Так родилась единственная на то время межрегиональная детская общественная организация «Интеллект будущего», зарегистрированная не в Москве! Председателем совета был избран Лев Ляшко.

1999 год.  Самостоятельное плавание

Оптимизация дополнительного образования привела к уничтожению легендарной Обнинской станции юных техников. Новое руководство не видело перспектив развития школьной науки в первом наукограде России… Министерство образования подарило Обнинску компьютерный класс. Появились альтернативные общероссийские школьные научные конференции.

К этому времени организация «Интеллект будущего» уже вела самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность. Хватало на пару ставок. И тут мне показалось, что пора уходить из-под крыла официальной системы образования. Вреда от неё было больше, чем пользы.

Да. Лев Юрьевич терял зарплату, организация лишалась помещения и (о ужас!) компьютерного класса. Нужно было слезать с печи и становиться на ноги. Но бурные посиделки на кухне сделали своё дело. Мы приняли решение о переезде.

Приютил нас Обнинский колледж – одна из первых частных школ в России. Его директор Наталья Семёновна Кононюк смело приняла организацию, выделила на безвозмездной основе помещение для штаба организации. Маленькая комнатушка вмещала три рабочих места — председателя, секретаря и системного администратора. С компьютерным классом расстались.

Через десять лет в команде «Интеллекта будущего» работало уже более ста человек (включая экспертов). По всей стране было зарегистрировано более ста региональных отделений, с МАН стали сотрудничать более тысячи образовательных организаций со всей России, созданная в Обнинске детская общественная организация получили статус общероссийской.

2003 год. Турнир по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива»

Это сейчас социальным проектированием занимаются все, даже те, кому лень. В те годы о проектном подходе в педагогической практике мало кто слышал. А различить цель и задачи, выбрать оптимальную технологию, рассчитать бюджет проекта (!) – мало кто умел.

Я предложил организации кроме традиционных конференций использовать технологию командного проектного турнира. С денежными призами!

Форма оказалась удачной. Мы собирали до 20 команд со всей страны. Именно в рамках Всероссийского школьного турнира по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива» родились такие технологии как «Развивающая дискуссия», «Сократовская олимпиада», «Проектный робот», мыследеятельностная игра «Яма». Более тысячи участников турнира (школьников и учителей) прошли через проектную школу. Были реализованы десятки успешных проектов.

Сейчас проектными школами, семинарами по социальному проектированию, грантами уже никого не удивишь. «Интеллектуальная инициатива», проводившаяся на основе оргвзносов участников, стала не актуальной и прекратила своё существование. Но тогда мы были первыми.

2020 год.  О чём я сожалею

Это был интересный опыт наблюдения со стороны за развитием детской научной организации и изменением отношения государства к одаренным детям. Не прошло и тридцати лет… Появились Кванториумы и Сириусы. Сотни развивающих программ в Интернете. Гранты для одаренных детей и школьных стартапов. Проекты — в школьной программе.

А про тех, кто смог поднять эту волну в новой России, мало кто помнит. Но это было. Мы это сделали.

Д.Сергеев

 Дмитрий Викторович Сергеев окончил МИФИ. В студенческие годы работал в педагогическом отряде Форпоста культуры им. С.Т. Шацкого, был руководителем обнинского детского туристского клуба «Товарищ», секретарём первого в СССР школьного райкома ВЛКСМ.

Он создатель Калужской областной детской общественной организации «Союз друзей», соучредитель и член президиума Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», учредитель Ассоциации учащейся молодежи России, руководитель тренерской команды Национального Совета молодежных и детских объединений России, директор авторского агентства «Новые социальные и педагогические технологии», вице-президент Национальной федерации фрироупа, основатель тренинг-парка «Протва», социальный технолог.

Добавить комментарий