Эксперимент Глазанова. 55 лет спустя
На прошлой неделе состоялась встреча выпускников обнинского филиала МИФИ 1969 года – уже 55-я по счёту. Однокашники радовались встрече, грустили по тем, кого уж нет. Всё-таки возраст у бывших студентов весьма солидный. Вспоминали былое, задавались вопросами. Например, вот таким: удался ли эксперимент, который затеяли гиганты науки – Блохинцев, Лейпунский, Глазанов, – создавая в 1952 году в Обнинске филиал МИФИ?
Специалистов-энергетиков – к объектам исследования
Бывших студентов, а ныне маститых учёных приветствовали и.о. директора обнинского Института атомной энергетики НИЯУ МИФИ Алексей Панов изаместитель генерального директора по развитию и международной деятельности ГНЦ РФ — ФЭИ Наталья Айрапетова.
Вступительное слово на юбилейной встрече взял Георгий Константинович Игнатенко – участник проекта по созданию конструкционных элементов и тепловой защиты космического челнока «Буран». Он возглавлял учебный отдел, заведовал кафедрой обнинского ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
— 55 лет – много это или мало? Трудно судить. Ведь это не только наша дата, это этап очень сложного физического эксперимента. Авторы этого эксперимента – наши великие физики: Блохинцев, Лейпунский, Глазанов. Они после пуска Первой в мире атомной электростанции – в этом году мы будем праздновать 70 лет этому событию – получили громадный опыт, поняли, как нужно готовить специалистов. Впервые в Советском Союзе было принято решение: приблизить специалистов-энергетиков к объектам исследования. Прошло 55 лет. И мы собрались здесь, чтобы оценить, успешен ли был этот эксперимент. Давайте посмотрим, чего мы добились за это время, – предложил Георгий Игнатенко.
Из 150 человек, обучавшихся на курсе, до финиша (до зашиты дипломных работ) дошли 90 человек. 80 процентов дипломных работ было сделано в ФЭИ, как и планировали организаторы филиала МИФИ. Из этих дипломников 40 человек впоследствии трудились в ФЭИ. Многие из них проработали всю свою жизнь в этом институте, а некоторые ещё продолжают работать. Это Владимир Павлович Лунёв, Игорь Ростилавович Свиньин, Владимир Николаевич Пиксайкин, Валерий Николаевич Корнилов, Анатолий Макарович Доценко.
Основные участники эксперимента – это 90 выпускников ОФ МИФИ 1969 года. У них было четыре специальности: экспериментальная физика, металлофизика, расчёт реакторов и теплофизика. Владимир Павлович Лунёв рассказал о первой группе, специальность – экспериментальная ядерная физика. (Владимир Лунёв разработал алгоритмы и программы для оценки поведения нейтронов с энергетическими спектрами в различных средах.)
Вся жизнь – науке
Из первой группы в ФЭИ – в экспериментальный, теоретический и математический отделы – по окончании института было направлено восемь человек. Трое занялись экспериментом в ядерной физике. Они всю жизнь посвятили этому. Занимались физикой деления и ядерными реакторами. Четверо направили свои стопы в теоретическую физику. В теоретическом отделе было три лаборатории: лаборатория ядра и ядерных реакций, лаборатория плазмы и лаборатория твёрдого тела. Владимир Черковец ушёл потом в комсомольские секретари, через какое-то время присоединился к троим выпускникам, которые были направлены на защиту дипломов в «ТРИНИТИ». Четверо из группы занимались биологией – исследованием применения методов ядерной физики в биологических исследованиях, хотя на курсе не читалось ни медицины, ни биологии. Выпускники также были направлены в научно-исследовательские лаборатории институтов Обнинска, Курчатовский институт, Институт биофизики, ТРИНИТИ
Справка: «Тринити тест» – это было кодовое обозначение первого наземного ядерного взрыва в истории человечества, проведённого 16 июля 1945 года в местечке Аламогордо, на территории авиабазы ВВС США. В 1952 году была организована магнитная лаборатория в составе Института физических проблем АН СССР. Впоследствии лаборатория выросла в филиал Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, а в 1991 году он был переименован в Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ).
— Наш выпуск был вторым в ОФ МИФИ. Если говорить об эксперименте, о котором говорил Георгий Игнатенко, то преимущество нашего выпуска перед последующими было в том, что на каждого студента приходилось по полтора педагога. И это, наверно, самое главное не только в учёбе, но и в воспитании научных кадров, – уверен Владимир Лунёв.
У студентов была такая дисциплина — научно-исследовательская работа. Раз в неделю они приходили в лабораторию ФЭИ и занимались теми исследованиями, которые проводились в институте. Это не только объём знаний, не только качество преподавания. Самое главное, что дала учёба, – это умение работать с огромным объёмом незнакомой информации и умение использовать полученный опыт в своей работе.
— Учёба была достаточно серьёзная, и предметы мы изучали непростые. Наша группа была очень дружной, мы умели друг другу помочь, объяснить непонятное. Это умение дружить позже сказалось на судьбе многих из нас. Многие из нас потом стали преподавать в институтах. Начиналось это обучение с организованной физико-математической школы при обнинском филиале МИФИ, там мы начали пробовать свои преподавательские способности на школьниках. А впоследствии это вылилось в изданные монографии, учебники, – говорит Лунёв.
Творческие научные пути у всех были разные. Но, вливаясь в работу различных лабораторий, молодые учёные продолжали вести деятельность, начатую поколение назад. Задачи, которые они решали, были поставлены за 10-15 лет до окончания ими института. И до сих пор они ещё не все решены. У них был очень широкий профиль образования.
Широкий кругозор
— Мы тогда жаловались, что преподаватели много информации дают, которая будет нам впоследствии не нужна. Это оказалось не так. Например, знания, полученные при переводе сотен тысяч знаков, которые нам задавали на кафедре английского языка, очень пригодились впоследствии. На последних курсах у нас работал студенческий театр. Один из его участников стал заслуженным артистом СССР. Ростислав Плятт пригласил участвовать в съёмках двухсерийного фильма «Активная зона» моего однокурсника Владимира Черковца. Фильм был снят в 1979 году, впервые показан в 1983 году, за три года до аварии на Чернобыльской АЭС. А рассказывал фильм как раз о ситуации, подобной той, что произошла в Чернобыле.
…Встреча бывших студентов-однокашников продолжалась долго. Каждый делился воспоминаниями, рассказывал о научных достижениях. По итогам решили признать эксперимент Глазанова и его сподвижников успешным. А Наталья Айрапетова напомнила о том, что очень важно успеть передать столь ценные знания, полученные от выдающихся учёных в ОФ МИФИ, молодым исследователям.
Е.Ершова