ЕЛЕНА ФЕДОРОВСКАЯ: «НИКОГДА НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ»
Елена Олеговна Федоровская — заместитель председателя Малой академии наук «Интеллект будущего» по научно-методической работе, кандидат биологических наук, лауреат премии правительства РФ в области образования. Соавтор разработки национальной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Кораблик судьбы
Есть люди, которые притягивают к себе других. Елена Федоровская — как раз такой «магнит». Ей везёт на знакомства, порой судьбоносные, определяющие новый вектор движения. Как это происходит? Вот что рассказывает она сама:
— До какого-то времени бытие определяет сознание, и ты интуитивно выбираешь свой путь, но наступает момент, когда начинаешь сам контролировать своё сознание, делаешь осмысленный выбор. Человек, личность — это система нравственных ценностей, установок, сложившихся по мере обретения жизненного опыта, часто через испытания. Мой опыт формировался не в последнюю очередь из общения с выдающимися учёными, которые были моими коллегами и учителями. Любой человек, занимающийся наукой, стоит, образно говоря, на плечах гигантов. Для меня таким «гигантом» оказался Исаак Ионович Брагинский, потрясающий человек, создавший ещё в 50-е годы первую в стране Малую академию наук Крыма «Искатель», прообраз МАН «Интеллект будущего». Он считал такую структуру, где вместе обучаются взрослые и дети, жизненно необходимой. Брагинский притягивал к себе людей, разделяющих его систему ценностей. И, конечно, его знакомство и дальнейшее сотрудничество с Львом Юрьевичем Ляшко просто не могло не состояться. Никогда не забуду, как на одной из конференций умнейший, не теряющий чувства юмора Исаак Ионович, которому было к тому времени 92 года, нарисовал в моём блокноте кораблик. И с мудрой улыбкой, уже предчувствуя неизбежное, сказал: «Я отчаливаю…»
Когда я училась на факультете биологии в Новосибирском университете, моим научным руководителем был блестящий учёный Павел Михайлович Бородин. Затем последовало распределение в Обнинск, в лабораторию радиационной биохимии Института медицинской радиологии, которую возглавлял Александр Михайлович Поверенный. Эти люди, отдавшие все свои знания и силы служению стране, науке, оказали огромное влияние на мою судьбу. А позже был научный труд «Психологический анализ архетипа учёного у секретных физиков из атомного проекта СССР». Здесь мне пришлось погрузиться в биографии академиков Курчатова и Лейпунского, сделать для себя много открытий… Все эти и многие другие яркие личности наложили отпечаток на мою судьбу, на мои взгляды.
Гаджет — инструмент будущего
Что век грядущий нам готовит, какие глобальные проблемы предстоит решать последующим поколениям, насколько они к этому готовы? Дети и взрослые, которым посчастливилось оказаться вовлеченными в проекты МАН «Интеллект будущего» и создать проекты своей жизни, не просто получают знания, умения, навыки, способные помочь им самоопределиться и развиваться, решать сложные задачи, встающие перед человечеством. Им, как и их наставникам, целого мира мало.
Елена Федоровская продолжает свой рассказ:
— В какой-то момент я пришла к выводу, что разбираться с высокими материями, ничего не зная о себе самой, непродуктивно. И решила заняться психологией. Получила два образования в этой области. Постепенно пришла к каким-то своим открытиям, поняла, что многие основополагающие принципы психологии — в какой-то степени мифы. Вот телефон. Он сделан по определённой технологии. А во фрейдизме технологии нет, он основан на непроверяемых постулатах. И где же тут место критическому мышлению?
Я всегда задаюсь целью понять, как моё мышление коррелирует с рациональностью в его понимании — осмысленным, содержательным знанием. Проектно-исследовательская деятельность, в том числе обучение, и есть технология научной, да и любой деятельности в современном мире. Мы разрабатываем у детей (и у педагогов тоже) механизмы развития познавательной активности. Сейчас такую систему инновационных подходов к обучению и развитию соответствующих инструментов называют soft skills (гибкие навыки). Она также называется программой «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, координация (сотрудничество). Эту программу навыков мы давно и успешно практикуем в МАН «Интеллект будущего», постоянно совершенствуя методики и формы работы.
Например, сейчас идут споры о гаджетах, которые совершенствуются буквально каждую минуту. Благо это или зло? Человечество обладает множеством знаний, информационный поток нарастает, и мы не замечаем, как перегружаем сознание. Именно гаджеты придут в такой ситуации на помощь. Уже стало аксиомой, что умение владеть лучшими устройствами обеспечивает конкурентное преимущество в современном мире. Не зря элитарная часть общества, у которой вроде бы есть и средства, и порой власть, уделяет большое внимание осознанному вхождению в ресурсное состояние, предполагающее аккумуляцию физических и душевных сил для выполнения возникающих задач, в том числе посредством онлайн-тренингов. Кстати, дистанционное обучение педагогов и родителей — одно из направлений моей работы — составная часть образовательного процесса в «Интеллекте будущего». Те, кто не овладеет гаджетами, навсегда останутся на одной стороне мостика, по которому передаются знания от учителя к ученику. Попросту застрянут в прошлом. В нашем обществе до сих пор идут дискуссии по этому поводу. Одни учителя предлагают отбирать гаджеты на входе в школу, другие делают их частью образовательного процесса. А ведь это просто новые инструменты, которые делают пользователей умнее при правильной организации проектно-исследовательской работы в школе. Нужно научить педагогов методике этой работы, чем мы и занимаемся. О том, что мы идём в верном направлении, свидетельствует, в частности, тот факт, что в последние два года Малая академия наук получила президентские гранты. Темы, на которые используются эти средства: «Юность науки: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», «Наставники будущих Ломоносовых: продвижение исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых
городов», «Траектория развития: вовлечение младших школьников в исследовательскую и проектную деятельность».
В качестве эксперта я участвую в обучающих семинарах, мастер-классах, тренингах, фестивалях. Там педагоги получают необходимые, в том числе надпрофессиональные, компетенции в области передовых технологий по привлечению школьников к исследовательской деятельности. Творческая атмосфера, в которой проходят подобные развивающие мероприятия, вкупе с динамично построенной и интеллектуально насыщенной образовательной программой позволяет создать у школьников и педагогов эмоциональный настрой на дальнейшую активную проектно-исследовательскую деятельность. Так формируется умное, критичное мышление, которое позволяет с помощью аргументов отличить мнение от факта, в отличие от мышления, основанного на догмах, домыслах и суевериях.
В основе — нравственный императив
По утверждению Федоровской, игра — необъятное поле для проявления и развития творчества, что многократно подтверждено практикой. Научить человека можно только тогда, когда он увлечен, а это предполагает познавательную активность. Вне всякого сомнения, дети лучше усваивают материал, полученный в игровой форме. Развивающие игры, где есть место и проектам, и исследованиям, являются составной частью образовательного процесса в МАН «Интеллект будущего».
Ещё Елена Олеговна ведёт вебинары на темы «Как помочь ребёнку выбрать счастливую профессию», «Навыки будущего: развитие системного мышления», «Формирование надпредметных компетенций как тренд современного образования», «Ключевые компетенции: критическое мышление». А также занимается практикой в области психоанализа. Как всё это может генерировать один человек?..
— Для меня постоянное самообразование и развитие — не самоцель. Просто я как мозаику складываю картинку своей судьбы, добавляя необходимые элементы, которые затем использую в своей практике, — говорит Елена Федоровская. — Совокупность знаний позволяет понимать дальнейший путь. Я учусь — я лучше научу. Знания, доставшиеся мне от моих учителей, имеют в своей основе нравственный императив. Без укоренившихся в сознании нравственных ценностей даже всесторонне образованный человек не может считаться гармонично развитой личностью. Поэтому способность распознавать добро и зло и возможность научить этому других остаются одной из главных моих задач на всю оставшуюся жизнь. Помните, на планете Маленького принца росли семена зла? Их нужно вовремя распознать, чтобы они не разрослись и не погубили планету.
Елена Федоровская — человек со сложившейся системой ценностей, хранитель знаний, щедро делящийся ими с окружающими, находящийся в непрерывном поиске и всегда открытый для нового. Вместе с коллегами она достойно выполняет свою миссию — помогает педагогам и ученикам пройти по мостику знаний в будущее, полное загадок, открытий и испытаний.
Мозаика судьбы Елены Федоровской — удивительная картина, в которую неизменно будут добавляться новые элементы, новые смыслы. Их значение ещё предстоит определить. Думается, тот кораблик, который когда-то нарисовал в её блокноте Исаак Брагинский, символизировал собой не печальный — иной смысл. Учёный таким образом передал эстафету и пожелал счастливого плавания.