Елена Ляпунова: «Общаться с талантливыми детьми — удовольствие»
Кандидат биологических наук, доцент отделения биотехнологий в обнинском Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ Елена Ляпунова не так давно сама училась в этом вузе. Её и сейчас можно легко принять за студентку. Но теперь она — преподаватель. Ведёт в ИАТЭ несколько дисциплин, а ещё с удовольствием работает экспертом в Малой академии наук «Интеллект будущего».
Выбрала город, похожий на родной
Высшее образование Елена Ляпунова получила на кафедре биологии ИАТЭ. Сама она родом из подмосковного города Протвино, а в обнинский институт поступила в 2005 году.
Елена всегда интересовалась биологией, с детства любила природу. Хотя её родители по специальности геодезисты, так что «генетической» такую её склонность к биологии не назовёшь.
— У нас в школе было разделение на профильные классы по трём направлениям: математическому, гуманитарному и естественнонаучному. Я выбрала биомат — биологию с математикой. Сочетание вроде бы странное, но мне нравилось, — вспоминает Елена.
Она могла бы учиться в Москве, но по какому-то внутреннему наитию поехала в Обнинск. После школы одновременно подала документы в МГУ, на факультет клинической психологии, и в ИАТЭ. Поступила в оба вуза, но выбрала всё-таки наукоград.
— В Москве шумно, суетливо, а Обнинск очень похож на мой родной город. Оба — зелёные, оба в лесу, — говорит Ляпунова.
Специализацию в ИАТЭ она тоже выбирала — между биологией, экологией и химией. Каждая из этих смежных наук интересна по-своему, поэтому выбор был непростым.
Руководителем диссертации Елены Ляпуновой стала её преподаватель Людмила Николаевна Комарова, профессор кафедры биологии. Будущий кандидат наук изучала относительную биологическую эффективность альфа-облучения хлореллы при различных условиях культивирования клеток. Как она поясняет, хлорелла — это одноклеточные зелёные водоросли. Защищалась Ляпунова во Всероссийском НИИ радиологии и агроэкологии в 2015 году. Работать осталась в ИАТЭ. Начинала инженером, потом заведовала лабораторией, сейчас — доцент.
Со школьниками работать сложнее
Преподаёт Елена Романовна и в магистратуре, и на бакалавриате. Перечень дисциплин, которые она ведёт, широк: биоэтика, основы нормирования влияния антропогенных факторов на окружающую среду, зоология, токсикология, математическое моделирование биологических процессов и другие.
— Как связаны математика и биология? – спрашиваю у Елены Романовны.
Она поясняет: происходящие в природе биологические процессы можно описать с помощью формул. Посредством компьютерных программ строятся модели, в которые можно загрузить данные и спрогнозировать результат. Чтобы эффективнее работать в этом направлении, Елена Ляпунова сейчас осваивает программирование.
Ей очень нравится работать со студентами. Многие из них, кстати, осваивают медицинские специальности: в отделение биотехнологий ИАТЭ наряду с ещё несколькими направлениями входит медфакультет. А недавно в вузе организовали Центр биотехнологий, где несколько новых лабораторий занимаются только наукой.
— У нас есть клеточный блок — лаборатория, где студенты изучают клеточные культуры, — рассказывает преподаватель. — Сейчас они проводят эксперименты на стволовых клетках. Многие направления современной науки связаны с нанотехнологиями, с молекулярной биологией. И наши ребята изучают влияние наночастиц на микроорганизмы. Это направление выглядит наиболее перспективным.
Елена Романовна могла бы работать и в школе, но взаимодействовать с взрослыми людьми, как она признаётся, для неё намного комфортнее:
— Студенты — это уже сформировавшиеся личности, они знают, чего хотят, высказывают свежие идеи. Поэтому мне с ними интересно. А на школьников большое влияние оказывают их родители.
По её мнению, в Обнинске есть учителя, у которых настоящий талант находить подход к школьникам. Среди них — дипломный руководитель Ляпуновой Марина Михайловна Рассказова и другая её наставница — Ирина Викторовна Леках. О них Елена Романовна говорит с большим уважением и теплотой. Кстати, именно Леках пригласила её в экспертную комиссию Малой академии наук «Интеллект будущего».
Творческий подход виден сразу
Впервые побывав на очной конференции МАН, Елена Романовна почувствовала: экспертная работа ей по душе.
— Мне нравится слушать интересные, творческие выступления школьников, нравится, что ребятам дают возможность себя проявить, что родители их инициативу поддерживают, а не заглушают. К примеру, хочет ребёнок муравьев изучать — пусть изучает!.. Однажды к нам на конференцию приехал второклассник и целую лекцию прочитал об этих насекомых. Наверное, даже не каждый учёный-энтомолог может столько рассказать о муравьях. А ещё был интересный случай, когда первоклассник рассказывал про сыр с плесенью. Вышел с докладом и стал читать его чуть ли не по слогам. Ему сказали: «Ты же знаешь всё, расскажи сам». И мальчик, отложив свои бумаги, сразу же без запинки начал рассказывать. Да так увлечённо, интересно для всех! — вспоминает Ляпунова.
В последние годы Елена Романовна призывает участвовать в конференциях МАН «Интеллект будущего» и своих студентов в качестве экспертов. Объясняет им, как это интересно и полезно для будущих специалистов, что у детей порой можно многому научиться, школьники умеют находить в науке нестандартные пути.
В связи с этим она вспомнила ещё одну юную участницу конференции — ученицу четвёртого класса, которая, после того как ей купили кошку, выяснила опытным путем, какой вид наполнителя для кошачьего туалета эффективнее. И после проведённых исследований пришла к выводу, что нужно использовать смешанный наполнитель. Причём, что особенно ценно, родители эту девочку поддержали в её начинаниях.
— Когда первокурсники приходят ко мне на первое занятие, я сразу же определяю, кто из них участвовал в школьные годы в подобных исследованиях, у кого творческий подход к обучению, а у кого его нет, — говорит преподаватель.
В Малой академии наук Елена Романовна работает с 2011 года. Работает творчески, с удовольствием участвует в конференциях и готовит пакет заданий для олимпиад.
— Раньше задания в основном были ориентированы на развитие смекалки, — рассказывает она. — Нужно было не просто найти ответ, а, допустим, решить два ребуса и из них сложить слово, которое и будет ответом на поставленный вопрос. А сейчас к этому прибавились ещё и тестовые задания для проверки школьных знаний.
При этом Ляпунова считает работу в Малой академии наук своего рода отдыхом – она любит общаться с детьми, ей с ними интересно.
Есть у неё и хобби, хотя на него остаётся очень мало времени, вечером ведь приходится готовиться к лекциям, проверять домашние задания студентов. Тем не менее, не так давно Елена Романовна занялась изготовлением керамических изделий.
— Когда-то я лепила и рисовала, а теперь вот увлеклась керамикой. Рядом с Обнинском в селе Кривском нашла мастерскую и уже целый год по выходным дням там осваиваю это прекрасное направление изобразительного искусства. Нравится сам процесс — работать с глиной, а затем покрывать её глазурью. Это просто завораживает, — рассказывает о своих творческих опытах Елена.
Защита докторской диссертации — тоже в планах. Впереди у молодого учёного и педагога ещё много интересного!
О.Иванова