Елена Тётенькина: «Учитель может стать другом»

Обнинск инновационный. К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»

Продолжаем публикацию статей об экспертах Малой академии наук «Интеллект будущего». Статьи подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который был поддержан Фондом Президентских грантов.

В этот раз представляем эксперта – Тётенькину Елену Викторовну, которая совсем недавно получила нагрудный знак «Почётный работник воспитания и просвещения Российский Федерации». Поздравляем!

Практика показывает: чтобы вырасти в настоящего учителя, совсем не обязательно заканчивать педагогический вуз. Иногда в профессию приходят непрямым путём, поработав сначала в других областях. Так случилось и с педагогом дополнительного образования высшей категории и экспертом Малой академии наук «Интеллект будущего» Еленой Тётенькиной.

 О педагогической карьере не думала

В далёком 1980 году Елена Викторовна закончила факультет почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова. О педагогической карьере даже не думала. Как сама поясняет, полученная специальность охватывала целый пласт дисциплин: биологию, геологию, химию, географию, геодезию… Казалось бы, судьба велит заниматься наукой. И Тетенькина почти полтора десятилетия проработала в химической лаборатории научно-исследовательского института. До тех пор, пока не начались реформы.

В начале девяностых годов институт реорганизовали, а сотрудников сократили. Но за пару недель до этого Елену Викторовну попросили подменить в школе заболевшего учителя химии. Поработала всего дня три-четыре, но буквально заболела преподавательским делом.

— Я поняла, что это моё, — вспоминает сейчас.

Так что из института она уходила с уверенностью в дальнейшем пути. Но ещё раньше её пригласили работать педагогом дополнительного образования в обнинский Центр развития творчества детей и юношества «Эврика», где она по сей день ведёт занятия в химической школе.

— Какое-то время трудилась одновременно и в НИИ, и в школе № 12. Позже преподавала в физико-технической школе и в «Эврике». Ещё работала в Обнинском колледже и в колледже «Альянс Франсез». А сейчас только в «Эврике», — рассказывает Елена Викторовна.

Химическая школа в этом центре начиналась с небольшого кружка, куда ходило всего несколько детей. Занятия первое время вела только Елена Викторовна. Чуть позже присоединилась другая учительница, Людмила Александровна Гриненко, и дело пошло активнее. Двум педагогам удалось совместно разработать интересную программу «Химия: от увлечения к познанию», построенную по модульному типу в сочетании с программой «Одарённые дети» для ребят с восьмого по одиннадцатый класс. В основу положены два модуля — практический и развивающий. Это способствует разностороннему развитию личности, помогает выбрать профессию с учётом наклонностей ребёнка.

Кружок вырос в целую школу дополнительного образования, готовящую учеников к поступлению в вузы.

— Сейчас в нашем городе работают уже несколько химических школ, а тогда мы были первопроходцами, — вспоминает Тётенькина. — Я сама в своё время, помимо общеобразовательной школы, заканчивала в Обнинске ещё и химическую. Потом её, к сожалению, закрыли. И мы с коллегами решили возродить и продолжить традиции. Воссозданная нами школа успешно работает по сей день.

Обнинским учителям-энтузиастам было на что опереться: ещё в советские времена город науки славился системой дополнительных школ. Уроки там вели студенты и преподаватели Института атомной энергетики, филиала Научно-исследовательского физико-химического института имени Л. Я. Карпова и других НИИ. Химические, физические, математические школы базировались в детских центрах, клубах, общеобразовательных школах и других учреждениях.

Елена Викторовна рассказывает, что сейчас ребят в химическую школу, которая насчитывает уже больше ста учеников, набирают с седьмого класса. Традиционно проводятся городские химические олимпиады для восьмиклассников.

От игры к серьёзной науке

 Педагогический стаж Елены Тётенькиной превышает 25 лет. Все эти годы она так же успешно работает экспертом по химии в Малой академии наук «Интеллект будущего». В 1994 году её пригласил туда председатель этой общероссийской детской общественной организации Лев Юрьевич Ляшко, который тогда работал в центре «Эврика» завучем.

Елена Викторовна в то время, помимо химического кружка, вела ещё и кружок развивающих игр. Она сумела объединить эти два направления, используя развивающие игры в обучении химии. Новый интересный подход помогал ребятам лучше осваивать предмет.

Тётенькину можно с уверенностью назвать старожилом Малой академии наук «Интеллект будущего». Она стала третьим по счёту учителем, работающим на конференциях по химии. С 1994 года Елена Викторовна составляет и проверяет задания к заочным и очным этапам конкурсов.

— Мы, эксперты, оцениваем работы, которые ребята присылают на экспертизу, — поясняет педагог. — Даём рекомендации и ставим предварительные оценки. Советуем, что лучше убрать, а что — добавить или улучшить. Решаем, кого приглашать на очный тур конференции. Потом, когда участники приезжают, слушаем их доклады и тоже выставляем оценки.

Эта деятельность всегда была интересна и близка ей. Не стоит забывать, что свой трудовой путь Елена Викторовна начинала на поприще науки. А «Интеллект будущего» как раз и помогает детям делать первые шаги на этом пути.

В химической школе особый упор делается на подготовку к ЕГЭ.

— В этом году двое моих ребят из восемнадцати посещающих химическую школу сдали ЕГЭ на сто баллов, — рассказывает педагог. — Трое набрали по 98 баллов, ещё двое — по 95. В прошлом году сто баллов получил только один мой ученик, зато несколько лет назад таковых оказалось сразу шестеро.

Экзамены ученики Елены Викторовны сдают очень успешно. Её воспитанники также регулярно занимают призовые места на дистанционных олимпиадах при МГУ. И сама Тетенькина постоянно совершенствуется: изучает новую научную и методическую литературу, проходит курсы повышение квалификации.

Вчерашние ученики приезжают ежегодно

В 2013 году администрация Обнинска и педагогический коллектив центра «Эврика» за высокие образовательные результаты, за огромную работу в теоретической и практической подготовке учеников химической школы выдвигали Елену Тётенькину на городской конкурс «Человек года» в номинации «Образование». Тогда её воспитанники показали лучшие результаты по химии. Трое ребят из химической школы набрали на ЕГЭ сто баллов, 15 поступили на бюджетные отделения престижных вузов.

Ученики Тётенькиной неоднократно становились победителями региональных олимпиад. В 2013 году Аня Кирсанова заняла на областной олимпиаде первое место, а Дима Косякин вошёл в число призёров. Оля Ананьина и Саша Трошенкова одержали победу на Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура».

Гордится Елена Викторовна и воспитанниками, которым она помогала как научный руководитель. Девятиклассница Юля Дуфлот подготовила работу «Изучение возможности применения черники в качестве кислотно-основного индикатора», а её ровесник Алексей Люханов взял тему «Изучение скорости коррозии железа в водных вытяжках из различных почвенных горизонтов». Оба стали лауреатами первой степени на конференции «Юность. Наука. Культура».

Все эти достижения — результат многолетней системной работы в области дополнительного образования. Обучение по разработанной Тётенькиной программе предусматривает различные виды учебно-воспитательной деятельности — экспериментальную работу, опыты, олимпиады, летнюю практику, научно-исследовательскую деятельность, тематические вечера, викторины и конкурсы.

Ежегодно в рамках начальной допрофессиональной подготовки Елена Викторовна совместно с ведущими педагогами Физико-технической школы проводит летний химический лагерь, где ребята не только получают углублённые знания, но и знакомятся с научно-исследовательскими институтами и работающими в них учёными.

Вчерашние школьники успешно учатся в вузах и ежегодно в сентябре приходят на встречу со своим наставником. Они спрашивают у Елены Викторовны совета, делятся успехами и сомнениями. В такие моменты педагог понимает, что сумела стать для своих повзрослевших питомцев не просто учителем, а настоящим другом.

Е.Михайлова

МАН «Интеллект будущего»

Добавить комментарий