ГЕННАДИЙ ТИХОНОВ: «ОСОБАЯ ЩЕДРОСТЬ – ПЕРЕДАВАТЬ ЗНАНИЯ»
Обнинск инновационный
Малая академия наук «Интеллект будущего» реализует проект «Наставники будущих Ломоносовых», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Продолжаем публиковать материалы об экспертах-наставниках Малой академии наук «Интеллект будущего». В этом номере газеты представляем доктора химических наук Геннадия Тихонова.
Кстати, завтра, 30 мая, в России отмечается День химика. Геннадия Викторовича и его коллег мы поздравляем с наступающим профессиональным праздником и желаем новых творческих побед, успехов в науке.
С учителями повезло
Геннадий Викторович — коренной житель Обнинска, здесь окончил школу №3.
—В школе самыми интересными и лёгкими предметами для меня были география, история и химия, — вспоминает он. — Дважды был вторым на городских химических олимпиадах. А победитель городской олимпиады по химии в те годы, как правило, побеждал и на олимпиаде областной. Такое было образование в Обнинске: семья, школа, бесплатная химшкола от филиала НИФХИ с практическими занятиями на базе филиала МИФИ.
По словам Тихонова, у него были прекрасные учителя. Они не только учили школьным наукам, но во многом стали образцами жизненного поведения:
— Тамара Васильевна Лысенко, учитель русского языка и литературы. Доброта, такт, требовательность, глубина, умение быть рядом и держать дистанцию, лучезарность и очарование… И хотя семья в моей жизни занимает, пожалуй, наиболее значимое место, школьные годы добавили столько, что главным на всю жизнь осталось стремление делать своё дело честно, умело и по совести.
Школу Геннадий Тихонов окончил в 1980 году. В другие годы абитуриенту давались две попытки для поступления в вуз: в июле — в МИФИ, МГУ, МФТИ и МГТУ имени Н.Э. Баумана, а в августе — в остальные, но в этот год из-за Олимпиады в Москве была только одна попытка. Так он поступил в МХТИ имени Д.И. Менделеева, на кафедру радиационной химии ведущего тогда, закрытого для иностранцев, физико-химического факультета.
Выбор был сделан из таких соображений: стипендия 55 рублей, а не 40, как в других местах; новое общежитие; льготное питание во время учёбы; военная кафедра, которая освобождала от обязательной тогда службы в армии; очевидное распределение — по крайней мере, в Обнинск. И, главное, чтобы получить всё это, требовалось сдать не четыре экзамена, а только химию и математику — правда, суммарно на девять баллов.
Педагогический десант
Однажды классный руководитель Людмила Ивановна Изгаршева, будущий директор 15-й школы, настойчиво предложила Геннадию поехать в августе в лагерь областного актива под Калугу. Там были не только традиционные костры, песни под гитару и романтика юности. Активных и деятельных школьников учили организации коллективной деятельности, её планированию и анализу.
Большую роль в судьбе Тихонова сыграл тот факт, что на следующий год в этот лагерь приехали студенты первого в стране экспериментального педагогического отряда «Форпост культуры имени С.Т. Шацкого» Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Это были настоящие энтузиасты, культивирующие новый подход к образованию и воспитанию. Они говорили о необходимости создания условий для самореализации ребят в самых разных видах творчества — социальном, техническом, художественном и даже научном. О том, что взрослые должны отказаться от авторитарных методов работы с детьми и опираться на самодеятельность воспитанников, быть для них «старшими друзьями».
В педотряд входил и нынешний председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко.
Геннадий Тихонов несколько раз ездил на слёты и в летние трудовые лагеря, которые проводил «Форпост культуры». А после поступления в МХТИ им. Д.И. Менделеева был принят и в педотряд. Первая запись в трудовой книжке — руководитель кружка при НИИ — стала началом педагогического стажа.
— В какое-то время я решил перевестись в педагогический институт, но закончилось всё тем, что… меня отчислили со второго курса МХТИ и призвали в армию, — вспоминает Геннадий Викторович.
Путь в науку
Военная служба дала жизненный опыт и закалку. Служил Тихонов в ПВО и через два года демобилизовался в звании старшего сержанта. Восстановился в институте и его снова позвали в «Форпост культуры». Учёбу и науку удавалось совмещать с педагогической деятельностью. Во время школьных каникул довелось трудиться бригадиром и командиром слётов и летних трудовых лагерей.
После окончания института искать работу не пришлось. Ещё в вузе ему предлагали работать на обнинском научно-производственном предприятии «Технология», в НИФХИ им. Л.Я. Карпова и на Редкинском химзаводе в Калининской (ныне — Тверской) области, где Геннадий проходил практику. В последнем случае обещали руководящую должность, широкие перспективы и высокую зарплату, но он предпочёл родной Обнинск.
Физико-энергетический институт считался в Обнинске самым престижным предприятием, с самой большой зарплатой. Просто так туда не брали. Поэтому в отделе кадров ФЭИ, куда Геннадий пришёл сам, его приходу очень удивились, но после собеседования взяли в институт для выполнения дипломной работы.
После успешной защиты диплома Тихонов был принят в ФЭИ на должность инженера производства генераторов технеция-99m. Это направление тогда только создавалось, и поручили ответственный участок молодому специалисту.
— Спустя год-два, когда производство генераторов технеция было налажено, мне предложили делать лазерные жидкости. Речь шла о лазерах с ядерной накачкой, — вспоминает Геннадий Викторович.
Эта работа стопорилась, а у Тихонова всё получилось. Он занимался и радиохимией, и радиационной химией. Первая, как он объясняет, изучает радиоактивные вещества, а вторая — вещество под действием ионизирующего излучения. По этой теме он и кандидатскую диссертацию защитил. Правда, в ФЭИ получил степень кандидата не химических, а технических наук, зато докторскую защищал уже в Институте физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина в Москве по своей специальности «Радиохимия». Для Тихонова это важно, потому что он считает себя именно химиком и, в сущности, этой наукой и занимается.
Ещё Геннадий Викторович возглавлял совместную учебно-научную лабораторию «Радиохимия» Физико-энергетического института и Института атомной энергетики НИЯУ МИФИ, преподавал в этом вузе и руководил учебно-исследовательскими и дипломными работами студентов.
Эксперт — должность непростая
По признанию Геннадия Викторовича, оценивать работы участников конференций Малой академии наук «Интеллект будущего» нелегко:
— Судите сами, к нам приезжают ребята из Московского химического лицея, которые занимаются серьёзной научной работой в институтах Академии наук. Приезжают победители и призёры олимпиад разного уровня. Многие из них уже имеют публикации в российских и зарубежных научных журналах. Эти школьники чаще всего поступают в Высший химический колледж Академии наук, из них готовят настоящих учёных. И одновременно на конференции приезжают дети из глубинки, которые хотят учиться. У них глаза горят, мозги хорошо работают, а учитель при этом ничего не может им дать. Как сравнивать работы детей с разными исходными возможностями и быть при этом объективным? Кроме того, бывает, что школьнику просто дают списать материалы какого-нибудь научного труда или работа просто скопирована из Интернета. Эксперты химической секции это различают, пишут корректно и аргументированно, на что уходит очень много времени и сил. В любом случае стараемся уважать личность ребенка, увидеть его индивидуальность, объяснить непонятное, приоткрыть то, что не видно, заинтересовать и каждому дать то, что ему необходимо и что заработал, по-честному.
Настоящую радость Геннадий Викторович испытывает, когда понимает, что сумел кому-то помочь, побудил постигать новое и не останавливаться на достигнутом. Рассуждая об образовании, он цитирует Ломоносова, который сказал, что целью обучения является не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание.
А.Сергеева
МАН «Интеллект будущего