«Главное, что мы – театр!»
Культура
Нынче юбилеем называют практически любую дату, оканчивающуюся на «0» или на «5». А иногда даже и совсем не «круглые»…
Но вот юбилей, который состоялся девятого апреля в обнинском Городском Доме культуры, был самым настоящим: ровно 50 лет исполнилось коллективу, который сегодня называется Театр танца «Антре».
Это выглядело потрясающе!
Зал ГДК был полон – наконец-то отменили ковидные ограничения, и сидеть можно на каждом кресле, а не в «шахматном» порядке. А это значит, что посмотреть юбилейный концерт пришла почти тысяча жителей города!
В своём гала-концерте «Антре» показал всех своих артистов — от мала до велика. В представлении, которое длилось более двух с половиной часов, было задействовано около 60 танцоров. А всего в театре Ираиды Рачковской занимается порядка 80 человек, из них примерно 40 детей — участников студии, куда принимают с четырехлетнего возраста.
Правда, на сцену четырехлеток пока не выводят – малы еще. Но вот самым старшим участникам концерта было под семьдесят! (Прославленная советская балерина Майя Плисецкая танцевала до 70 лет. «Чем мы хуже?», — задумались выпускники театра «Антре» и решили не отставать).
— Мои «ветераны», девочки из самого первого состава, пришли ко мне сами и предложили своё участие, — рассказывает режиссер театра Ираида Рачковская. – Мы вместе собрались, продумали и номера, и костюмы, чтобы это было технически выполнимо и не выглядело смешно или нелепо.
И в результате это выглядело просто потрясающе! Если бы ведущая не сообщила, то зрителям и в голову бы не пришло, что на сцене – выпускники театра (про возраст повторять не буду).
Ценить традиции
Театр танца «Антре» считает свои годы от 1972-го, когда балетмейстером Константином Губиным сразу после открытия городского Дворца культуры был создан хореографический коллектив. Через пять лет он уже получил статус народного коллектива, а ещё через шесть – в 1983 году — его предложили возглавить 25-летней Ираиде Рачковской.
— Я ещё подростком ходила на все спектакли Константина Губина. Мне всегда нравились его работы – и «Кармен», и «Степан Разин». Но занималась я тогда в Доме культуры ФЭИ у основоположницы школы классического танца в нашем городе Александры Гавриловны Глазковой. Думала, что и работать после института буду там же. Но в ДК ФЭИ тогда начали долгую реконструкцию. Так я оказалась во Дворце культуры, — вспоминает Ираида Викторовна.
Рачковской удалось не только сохранить коллектив, но и сделать его неотъемлемой частью культурной жизни Обнинска. Об этом, в частности, говорили и коллеги Ираиды Викторовны, пришедшие вместе со своими коллективами поздравить театр «Антре».
— Любовь к семье, любовь к своему родному городу и любовь к стране – всё это воспитывается, если мы ценим свои традиции, своё культурное наследие, всё то, что было создано нашими предшественниками. И то, что мы сегодня отмечаем 50-летие театра — это и есть связь времен и замечательных творческих людей, — сказала в приветственном слове руководитель театра «Подснежник» из ДК ФЭИ Елена Дерябина.
Не классикой единой…
Полвека — это долгий срок. Театр растёт, что-то уходит, что-то меняется. И судя по юбилейной программе, театр всё дальше уходит от классической хореографии.
— Я с большой любовью отношусь к классическому балету, на котором мы все выросли, но для «пальцевой» классики нужны данные — и внешние, и физиологические. Не каждый может встать на пальцы, а особенно сейчас, когда каждого второго ребёнка к нам приводят с сильным плоскостопием! Некоторые родители приходят к нам по совету докторов, чтобы «стопы заработали». Таким детям нельзя вставать на пальцы! Да, и сегодняшняя жизнь требует совсем другой хореографии, — считает Ираида Викторовна.
Ираида Рачковская признается, что ей, как хореографу, уже не интересно ставить спектакли только ради балетной лексики. Ей важна драматургия, нужен содержательный сюжет. Поэтому каждый хореографический спектакль предполагает некую тематическую направленность:
— Мне всегда были интересны спектакли как бы на стыке искусств – литературы, живописи танца. Осталось только запах добавить! А что – сейчас такая аппаратура, раньше мы и мечтать не могли, например, об экране, на который мы проецируем декорации. Такие возможности очень радуют и вдохновляют.
Именно таким многожанровым номером поздравил театр «Антре» Александр Рачковский. В этом номере он сумел тонко и лирично объединить и прекрасную хореографию, и замечательные стихи Сергея Есенина, и, по-моему, ещё что-то очень личное…
В такую дату, как 50-летие, принято подводить итоги. И главным итогом жизни театра режиссёр вполне закономерно считает поставленные спектакли. А их за эти годы было много. «Дивертисмент», «Дорога к Пушкину», «Танго желаний», «Олеся», «Память», «Музыкальные страницы», «Кватро», «Маленький ангел» — всех и не перечислить.
— А самое для меня главное, что мы – театр, мы – единый коллектив. И таким должны оставаться! – считает режиссер Ираида Рачковская.
В.Смазнова