Глазами Серова
Всякий образованный человек знает, что Обнинск – город Первой в мире атомной электростанции, чем и знаменит. Наш наукоград возник относительно недавно, официально статус города он получил в 1956 году. Однако люди жили здесь в деревнях и усадьбах издревле. И местность, на которой вырос Обнинск, известна многими выдающимися личностями, жившими или гостившими здесь, в том числе «людьми из учебника».
Среди них и Валентин Серов – великий русский живописец рубежа XIX—XX вв. Его имя в нынешнее время стало особенно популярным из-за выставки в Третьяковской галерее в 2015-16 гг. Его работы тогда посмотрели около полумиллиона человек. В шутку говорили, что в «очереди на Серова можно было успеть пожениться и развестись». При жизни художнику тоже хватило славы. Жаль только, что жизнь у него получилась короткая – всего 46 лет…
Как Серов попал в наши края
Валентин Александрович Серов бывал на месте будущего Обнинска в имениях Бугры, Белкино и Турлики несколько раз, гостил здесь месяцами. «Виноват» в этом Иван Иванович Трояновский, знаменитый московский доктор, владелец Бугров.
Серов стал не только пациентом, но и другом Ивану Ивановичу. В октябре 1903 года Валентин Александрович перенёс тяжёлую операцию – у него случилось прободение желудка и воспаление брюшины. Врачи, в том числе Трояновский, его спасли. Иван Иванович выхаживал больного, приезжал к нему каждый день домой, делал перевязки. Но приезжал не только как доктор, но и как друг – поддержать человека в тяжёлую минуту. Серов «отблагодарил» Трояновского – во время посещений украдкой нарисовал карандашный шарж на него, уморительный до невозможности – изобразил своего друга в виде задиристого петуха, подписав лист «От неблагодарного пациента. Серов». Иван Иванович не обиделся. Наоборот, счёл за честь, что его изобразил сам Серов.
Летом следующего года Трояновский пригласил Серова к себе на дачу – в Бугры. Серов гостил долго, два месяца. Здесь он сошёлся с новыми знакомыми: и люди, и окрестности легли ему на сердце. Летом 1904-го он написал здесь две известные картины.
Первая — «Зал старого дома». На ней изображён интерьер двусветного, с двумя рядами окон, парадного зала главного белкинского дома. Зрелище печальное – Серов постарался подчеркнуть былое великолепие убранства и неспособность нынешних владельцев соответствовать богатству предшественников. Главная деталь – трещина, пересекающая стену. Что удивительно, ведь последний владелец усадьбы Борис Обнинский был человеком вовсе не бедным. Однако серьёзным ремонтом здания он не занимался. Наверное, решил, что на его век хватит. И правда, на его век хватило. А после национализации усадебного дома в 1918 году, он стал «ничейный» со всеми вытекающими последствиями.
Второе произведение – пастельный рисунок «Клеопатра Александровна Обнинская с зайчиком». Все очень тесно переплетено – Трояновский был женат на Анне Обнинской – родной сестре Бориса и Виктора. Через неё он познакомился с братьями, с которыми установились хорошие отношения, особенно с Виктором.
Виктор в то время – владелец особняка в Турликах, куда с женой Клеопатрой приезжает на лето. А жена тогда была на сносях. Серову очень понравилось лицо женщины, и он предложил написать её портрет. А чтобы замаскировать «интересное положение», посадил Клеопатре Александровне на колени ручного зайца.
Серов поначалу оставил портрет себе. В 1905 году он выставил его на петербургском вернисаже, а уж потом подарил рисунок Клеопатре Александровне. Она в 1923 году навсегда уехала из России и, нуждаясь в деньгах, продала его. Затем рисунок переходил из одной частной коллекции в другую, пока последний его владелец не умер в 1971 году. Его наследники продали «Обнинскую с зайчиком» Горьковскому (Нижегородскому) художественному музею за шесть тысяч рублей. По тому времени – это цена нового легкового автомобиля. В Нижегородском музее портрет и хранится до сих пор. А «Зал старого дома» — в Третьяковской галерее.
…В последний день жизни Валентин Александрович приходил в гости к Ивану Ивановичу в Москве, в Скатертный переулок. Играли в карты. Серов жаловался на сердце, а Трояновский успокаивал его: «Поедете летом в Баден-Баден, всю хворь как рукой снимет». На следующее утро, пятого декабря 1911 года, Серову резко стало плохо, он упал, потеряв сознание. Послали за доктором. Приехавший Трояновский констатировал смерть.
Серов и Морозовы
Самое известное произведение Серова, миллионы раз повторенное в репродукциях в школьных учебниках. – «Девочка с персиками». А уж пародий на этот детский портрет – не счесть, что только подчёркивает его популярность.
Знатоки знают – на портрете изображена 11-летняя Верочка Мамонтова из очень богатой московской купеческой семьи. Она – троюродная сестра Маргариты Кирилловны Морозовой, второй владелицы усадьбы в Турликах, которая купила её у Виктора Обнинского в 1909 году. Это здание в Обнинске сейчас называют по фамилии — «Морозовская дача».
Маргарита Кирилловна – урождённая Мамонтова. С Серовым она познакомилась ещё до замужества. Выйдя замуж, представила художника супругу, богатейшему фабриканту Михаилу Морозову.
Тот в 1901 году заказал модному художнику портрет младшего сына Микки (Михаила). Серову очень понравился непоседливый четырёхлетний мальчик. Заставить его позировать было нелегко – тот во время сеанса ёрзал на стуле и спрашивал: «Дядя, а вам красить не тяжело?». В результате получилась картина, которую называют лучшим детским портретом русского искусства.
Через два года Михаил Морозов заказал Валентину Серову свой парадный портрет. Уж лучше бы не заказывал! Особенность Серова состояла в том, что он был «злой» художник. Если ему модель не нравилась, он своей кистью выделял неприятные особенности характера того, чей портрет писал. Михаил Морозов вышел у него грозным самодуром. Дошло до того, что Серову даже отказали о дома.
Однако вскоре Михаил Морозов скончался, и Маргарита Кирилловна возобновила отношения с талантливым живописцем, поддерживала его деньгами. Тот в 1910-м начинает писать её портрет в импрессионисткой манере – широкими мазками. Видно, как автор симпатизировал модели – Маргарита Морозова на портрете не просто красавица – она несёт свет своей души людям, стремится помочь нуждающимся. Портрет, увы, остался незавершённым…
А.Собачкин