«Интеллект будущего» раскрывает таланты
Обнинск инновационный
Мы продолжаем рассказывать о тех, кто в самом прямом смысле готовит в Обнинске научную смену – об организаторах и педагогах Малой Академии наук «Интеллект будущего». Среди них председатель экспертного совета секции «Медицина» конференций МАН, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Института атомной энергетики НИЯУ МИФИ, преподаватель биологии в Обнинской свободной школе, лауреат городского конкурса «Человек года» в номинации «Образование» Ирина Викторовна Леках.
Совмещая педагогику с наукой
Биологом Ирина решила стать ещё в пятом классе. Да и вряд ли могло быть иначе. Её родители преподавали биологию в вузе. Дедушка с бабушкой работали врачами, а ведь и для медиков эта наука на первом месте.
В десятом классе Ирина, которая тогда жила в Донецке, заняла первое место на проходившей в Крыму первой украинской республиканской олимпиаде по биологии. За победой последовало приглашение учиться в Симферопольском государственном университете, на факультете естественных наук – школу она окончила с золотой медалью.
Выбор профессии был вполне осознанным, училась она увлечённо, получила красный диплом. А затем не менее успешно окончила и аспирантуру Московского института молекулярной биологии, став кандидатом биологических наук.
Местом работы Ирина Викторовна выбрала Обнинск. В 1983 году пришла в знаменитый ИМР (ныне Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф.Цыба), где четверть века трудилась в отделе радиационной биохимии. Сразу же стала преподавать и в Биошколе, организованной в институте. А после того как в 1991 году была создана Обнинская свободная школа, вела свой предмет там.
– Преподавать мне хотелось всегда, – рассказывает Ирина Викторовна. – Поэтому долгие годы совмещала педагогику и науку. Всю жизнь занимаюсь тем, что мне нравится: научной и преподавательской деятельностью. Одно с другим неплохо сочетается. И мне кажется, в вузе все должны работать именно в таком ключе.
Пытливых детей всегда немало
От первого класса школы до последнего курса вуза — таков преподавательский диапазон Ирины Викторовны Леках. Кстати, школьников она тоже сразу приобщает к исследовательской деятельности: они не только осваивают биологию по учебникам, но и ставят опыты, познают мир природы. Нынешние родители часто сетуют, что дети сейчас слишком много времени проводят за гаджетами. Это так, но для педагога главное по-настоящему увлечь ребят.
— Конечно, поколения меняются, – говорит Ирина Викторовна. — Если раньше такие перемены происходили за десятилетия и столетия, то сейчас – буквально за несколько лет. Но во все времена старшие бывали недовольны молодежью. О проблеме отцов и детей написано ещё в древнеегипетском папирусе, которому несколько тысяч лет. В наши дни на эти взаимоотношения влияют гаджеты, быстрый ритм жизни. Интернет – очень полезная штука, но важно, как им пользоваться. На днях я напомнила ученикам фразу из произведения Марка Твена «Принц и нищий»: «Большую королевскую печать можно использовать по назначению, а можно колоть ею орехи». Так вот большинство интернетом «колет орехи». В переносном смысле, конечно.
Она вспоминает, как лет двадцать назад все студенты и старшеклассники писали рефераты, дипломные и курсовые работы в библиотеках, изучая научную литературу. Даже ксероксов не было. А сейчас, по её мнению, чем больше у человека «электронных помощников», тем ленивее он зачастую становится.
Правда, в практике самой Леках подобное встречается редко. Её ученики — и увлечённые, и одарённые дети. Недаром большинство их них – участники конкурсов и конференций Малой Академии наук «Интеллект будущего».
Ирина Викторовна уверяет: в биологии для плагиата места нет: результаты работы в ходе опытов нужно получить самому.
Как найти общий язык
С кем проще работать: с детьми или с более взрослыми учениками? Особой разницы Леках не видит. Разве что с младшими общение идёт на упрощенном языке, без подлинной научной терминологии.
— Поначалу было привычнее работать со старшими, — признаётся она. — А со школьниками перестраивалась на другой лексикон, применяла иной подход. Но за последние годы научилась быстро переключаться с одного «языка» на другой. Теперь уже мне одинаково интересно объяснять материал ученикам любого возраста.
Ирина Викторовна считает, что многих детей можно увлечь биологией. Немало и таких, из кого могли бы в будущем получиться настоящие учёные. Эти ребята по-особому любят природу, окружающий мир, всё живое. Как правило, такие наклонности проявляются очень рано. Огромную роль в раскрытии и дальнейшем развитии подобных талантов играет Малая Академия наук «Интеллект будущего», где Леках уже более 30 лет работает в качестве эксперта.
Пригласил её туда давний коллега из МРНЦ. Попросил провести экспертизу школьных докладов на одной из конференций. Эта работа так увлекла, что в дальнейшем Ирина Викторовна никогда от неё не отказывалась.
— Вот уже три десятилетия слушаю доклады и оцениваю их. Один интереснее другого, – рассказывает она. — А ещё разрабатываю конкурсы, провожу курсы, семинары. И для детей, и для преподавателей. Очень горжусь медалью Малой Академии «Интеллект будущего», которую мне вручил председатель этой организации Лев Ляшко. Среди других наград отмечу диплом Президентской программы за работу с одарёнными детьми.
Ирина Викторовна курирует всю исследовательскую работу учащихся в Обнинской свободной школе. Её ученики ежегодно выступают на конференциях «Интеллекта будущего» и становятся лауреатами. В 2018 году четыре работы из ОСШ были признаны лучшими на секциях конференций МАН.
В большинстве наших школ не хватает оборудования и других материалов для опытов, а в биологии объяснять на пальцах очень сложно, говорит педагог. Поэтому дети с исследовательскими талантами пытаются что-то сделать сами. Для таких ребят Ирина Викторовна разработала около 20 конкурсов — не теоретических, а именно практических (конкурсы «Эврикум»):
— Методики беру из студенческих лабораторных работ. Всё продумано так, что оборудование нужно минимальное. Реактивы простейшие, даже дома можно сделать. Лишь бы дети развивали свои способности. Каждый такой конкурс предусматривает небольшое исследование с алгоритмом его выполнения. Работу можно оформить и прислать на конференцию.
Два года в МАН «Интеллект будущего» Ирина Викторовна вела заочную школу по обучению исследовательской деятельности. Детям рассылали печатные материалы для практических работ. Но сейчас лекции с презентациями она записала, и эти дистанционные курсы могут пройти все желающие.
Ирина Викторовна Леках отдает любимой работе всю жизнь. И с радостью рассказывает, что сегодня в школе уже преподают её ученики. Глядя на них, она понимает что тратила силы не зря.
Е.Михайлова
Малая академия наук «Интеллект будущего»