Из пункта А в пункт Б. Условия задачи
Общественный транспорт в Обнинске ждут большие перемены. Жители города и муниципальная власть понимают ситуацию одинаково: эта важнейшая сфера должна выйти на новый уровень, стать качественнее, удобней и современнее. Что нас ждет уже в самое ближайшее время? Об этом мы попросили рассказать главу администрации города Владислава Шапшу.
— Вряд ли открою секрет, если скажу, что в этой сфере не было никаких реформ, начиная с 90-х годов. Многие помнят, как в те трудные времена постепенно ветшал автопарк городского пассажирского автотранспортного предприятия, не соблюдалось расписание движения, люди подолгу ждали автобусы. С появлением маршруток очереди на остановках практически исчезли, но появились другие проблемы. Частного транспорта стало слишком много. Настолько, что это начало угрожать безопасности движения. По городу перемещалось около 700 маршруток. К остановке могли подъехать по пять-семь микроавтобусов одновременно. С точки зрения безопасности движения, экологической обстановки и просто с точки зрения здравого смысла это была абсолютно ненормальная ситуация.
Тогда администрацией были приняты различные меры: наведение порядка в сфере миграции, налажен более жёсткий контроль со стороны правоохранительных органов и других организаций, регулирующих транспортную сферу. Количество маршруток сократилось в нашем городе до 300.
При этом интересно, что рост числа личных автомобилей у горожан на перевозках никак не сказался. Машин становилось всё больше, но количество маршруток не уменьшалось, хотя они ездили порой полупустые.
Сейчас мы решаем вопрос комплексно. Общественный транспорт должен быть комфортным, с четким расписанием движения и маршрутами, отвечающими потребностям сегодняшнего дня.
Если говорить о муниципальном транспорте, то в ОПАТП стараются выдерживать установленное расписание движения. Сейчас выход на линии этого транспорта составляет 90 процентов. В прошлом году парк предприятия пополнился девятью автобусами среднего и малого класса. В этом году планируется приобрести ещё несколько новых машин. В настоящее время в рабочие дни в среднем на городские маршруты выходит 16 автобусов.
Маршрутки это частный бизнес, главная задача которого — заработать деньги.
Длительное время эта отрасль слабо регулировалась федеральным законодательством. Сейчас законы стали более жёсткими и однозначными, и до середины года мы должны разыграть при помощи конкурсных процедур все маршруты по-новому. Собираемся сделать это уже весной. Конкурсы и аукционы должны состояться по новым правилам. Кстати, ОПАТП в этом также может поучаствовать, так как ничем от других предприятий не отличается. Все участвуют в конкурсах, и нет другого способа получить маршрут.
Новый порядок должен обеспечить работу городского общественного транспорта и в позднее время. Сейчас трудно или невозможно дождаться маршрутку после 21-22 часов – не хотят ездить. Теперь будет новое требование к соблюдению расписания: за нарушение — штраф. Все должны понимать, что кроме декларирования своих обязательств на конкурсе будет и серьёзная ответственность.
Первый конкурс будет проведён весной на короткий промежуток времени — на полгода, чтобы посмотреть, как работают новые механизмы. В случае необходимости подкорректировать правила и провести ещё один конкурс.
Конечно, всё это не значит, что будет давление на частный бизнес – у нас рыночная экономика, а это рабочие места и налоги. Просто должен быть порядок, и все должны выполнять общие правила.
Мы планируем наращивать мощности ОПАТП, в этом году списано 10 автобусов, которые сильно коптили. Как я уже упомянул, вместо них приобретено девять новых машин. Словом, обновляется автопарк. Для этого используются кредитные и заёмные средства, которые будут возвращены за счёт зарабатываемых на линиях города денег. Это обычный бизнес-проект.
Сейчас уже разыгран один маршрут – №17 – этот автобус следует от вокзала до ИАТЭ по проспекту Ленина, потом по проспекту Маркса. На нём могут ездить студенты и пассажиры, которым необходимо попасть в гаражи рядом с Кабицино. Маршрут уже работает, и многие им пользуются.
С маршрутами в городе будут произведены некоторые изменения. Это будет происходить на втором этапе, то есть, осенью. В существующей схеме очень уж много дублирования. Надо организовать движение маршруток так, чтобы не было нелепых гонок и нарушений правил дорожного движения.
Иногда спрашивают: будут ли меньше ездить горожане на личных автомобилях? Думаю, придёт время, и люди поймут, что содержать свою машину очень дорого. Цена бензина, страховки, обслуживания своего авто выше, чем оплата маршрутки или даже такси. На это, возможно, повлияет и развитие общественного транспорта, чем мы активно занимаемся.
Подготовил В.Шапошников