«Из века в век… с любовью»
Культура
21 сентября в музее истории Обнинска открылась очередная выставка. Выставка необычная – свои работы здесь представили сразу три поколения художников Денисовых – Владимир Сергеевич и Татьяна Васильевна, их дочери Марина, Елена и внучки – Мария и Наталия.
В этих картинах отражена не только полувековая история одной семьи, но шире – хроника нашего города, страны на рубеже двух веков, двух тысячелетий. И ещё история творческих поисков и откровений авторов.
В экспозиции около сотни работ. Классическая жанровая живопись главы семьи Владимира Денисова соседствует с портретами, натюрмортами и керамическими фигурками его жены Татьяны, графикой и инсталляциями дочери Елены, учебниками, написанными Мариной, и композициями Маши и Наташи. Произведения эти, разные по тематике и технике, прекрасно дополняют друг друга, и любому зрителю сразу становится ясно, насколько авторы близки в главном – в восприятии мира, понимании ценности жизни и отражении этого в своём творчестве. Достаточно внимательно посмотреть, например, на два полотна – групповой портрет семьи «День Победы» кисти Владимира Денисова и картину его дочери Елены «Счастье в труде».
На выставке не отпускает ощущение неразрывной связи всех представленных работ – написанных 50, 20, 10 лет назад или сегодня – родителями, дочерями, внучками. А если определять пафосно, наверное, это и есть то, что называется «семейные узы» и «преемственность поколений». Недаром свою выставку они назвали «Из века в век… с любовью».
Об этом мы говорили на вернисаже с Владимиром Денисовым, прекрасным художником и педагогом, организатором и бессменным руководителем обнинской Школы изобразительных искусств, которая за свою почти 30-летнюю историю подготовила уже сотни профессиональных художников, архитекторов, дизайнеров.
— Владимир Сергеевич, в названии выставки отражены и временные границы – рубеж двух веков — ХХ и ХХI. И, как я понимаю, то главное, что ваша семья сумела сохранить в эти, очень трудные для России годы.
— Если коротко, то это определенно – вера в людей, в их добрые, чистые помыслы. Конечно, жизнь прожить, как говорится, не поле перейти, но у всех нас остается сокровенное пожелание всемирного, райского счастья. Пятьдесят лет тому назад, под этим понимали коммунизм. Сегодня пока не придумали термина, но суть стремления осталась.
— По какому принципу формировали выставку? Почему именно эти работы вошли в общую экспозицию?
— Любая выставка – это тот же творческий процесс, который открывает для зрителя и выбор темы, и ретроспективность, и определенность целей. Охватывая такой большой период, надо было отразить идею преемственности. А с другой стороны, решить для себя — что мы можем рассказать про свою по существу частную жизнь в отношении к окружающему нас миру. И всегда возникает сомнение: «Это будет кому-то интересно?». Оказалось, что «теоретическая основа» нашего общего творческого пути — христианские заповеди: возлюби ближнего, как самого себя, помоги всем, кто нуждается в твоей помощи и прости тех, кто тебя не понял.
Сложность была и в том, что многие полотна, рисунки, особенно девяностых годов, необходимо собирать не только в Обнинске, но по всему миру. Ну как, например, привезти картины из музея города Зреньянина в Сербии, или Национальной галереи Кипра, я уже не говорю про частные коллекции в Израиле и других странах.
— Расскажите о творчестве Татьяны Васильевны, дочерей, внучек. Насколько вы близки, как художники, в чём?
— Творчество Татьяны Васильевны — личностное и откровенное, оно созвучно тем переживаниям, которые есть у каждого человека. И это всегда «читается» в портрете или автопортрете, пейзаже или жанровой картине, пусть даже небольшого формата. В каждой её маленькой керамической барышне живет частица детства.
Марина – искусствовед. Она соавтор двух учебников «Восприятие цвета» и «Алгоритм композиции». А недавно завершила первую часть учебника краткого изложения истории изобразительного искусства для дополнительного образования. Эта работа сейчас готовится к изданию.
Елена – художник и педагог – преподаёт в Московской художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова. На выставке представлены её работы разной направленности – это и графика, и живопись, и инсталляция, и проекты. Многие из них экспонируются не только в России, но и в Европе (Сербия, Англия), Америке. Думаю, что сегодня у неё происходит переоценка своего творческого потенциала, как, наверное, у каждого разнопланового художника.
Внучки Маша и Наталия занимались в Школе изобразительных искусств, и на выставке представлены их творческие работы по керамике, живописи и графики. Вообще-то Маша уже студентка Российского государственного гуманитарного университета. Правда, совсем по другой специальности, но изобразительное творчество для неё остается как хобби. Она живописец и композитор, и это ей помогает в студенческой общественной деятельности, как основной компонент организационного процесса.
Наталия воспринимает мир как удивительное явление, которое проявляется в виде изобразительного искусства, музыки, танца, а в её возрасте совершенно естественно непременно происходят откровения, которые в будущем станут психологической основой творчества. Как мне нравится ее «Розовый натюрморт»!.. Ну, очень, очень!
— Какого «восприятия», какого отклика вы ждете от зрителей?
— Я не верю в бесследность поступков и событий и глубоко убежден что, человек не может жить без творчества, в какой бы сфере он не работал. Сказать, что для нас не важно, что как оценит выставку зритель – это будет лукавство. Но для нас неприемлема лесть. Главное, если человек найдет для себя что-то новое и откровенное, если наше творчество послужит эмоциональным порывом к благородной деятельности – для нас это будет лучшая награда и благодарность.
— У хорошей выставки есть своя «топография» и «соавтор художника» — экспозиционер. Мне, кажется, Вы нашли общий язык с оформлявшей экспозицию Людмилой Сорокиной?
— С Людмилой Борисовной мы сотрудничаем давно и плодотворно, и всякий раз меня поражает её интеллигентность, высокий профессионализм, глубокое знание истории изобразительного искусства, тонкое восприятие произведения. На выставке представлены работы, которые имеют логическую, авторскую и содержательную связь, и она это замечательно подчеркнула. Например, автопортрет Татьяны Васильевны воспринимается, как портрет раннего возрождения. Мы благодарны директору Алине Александровне Кащеевой и всему персоналу музея за предоставленную возможность, показать свои творческие работы, пообщаться с друзьями и зрителями.
На вернисаже выступили с поздравлениями авторам священник Анатолий Чернов, художники Александр Шубин, Сергей Бауэр, Николай Смолин, Юрий Шеров, преподаватель МГХПМ им. С.Г. Строганова Геннадий Лисин, преподаватели и выпускники обнинской Детской школы изобразительных искусств. Было сказано много теплых слов, прозвучала и профессиональная критика, но в многочисленном зале царила общая атмосфера искреннего вдохновения и доброжелательности.
Выставка продлится до 20 октября. Авторы и сотрудники музея приглашают посетить её обнинцев и гостей нашего города.
Подготовил В.Хлыстов
фото автора