К 25-летию МАН «Интеллект будущего» и 35-летию конференции «Юность, наука, культура»
Обнинск инновационный.
Деятельность МАН «Интеллект будущего» связана с миссией интеллектуально-творческого развития подрастающих поколений. Судьбы участников первых и последующих конференций «Юность, Наука, Культура» являются подтверждением названия статьи – «Миссия выполнима». Миссию в сегодняшнем мире мы определяем как философское понимание предназначения, смысл осуществляемой деятельности, причину существования самой организации.
Павел Лукша: «Миссия выполнима»
Активный старт
Таким ярким примером влияния на становление талантливого учёного и интеллектуального лидера является участие в детские годы в конференциях Павла Лукши. Архивы МАН «Интеллект будущего» сохранили информацию о его первых творческих работах. Одна из первых публикаций Павла Лукши в соавторстве с участниками детско-юношеского клуба рационализаторов и изобретателей «Юный новатор» (руководитель Вадим Иванович Ткаченко) называется «Набор инструментов для работы в космосе». Опубликована она в первом «Сборнике научных трудов учащихся г. Обнинска» (издан в 1989 году). Тогда Павел был еще семиклассником.
В том же году он выполнил работу, посвященную космической станции для забора грунта с Венеры, также под руководством В.И. Ткаченко. Работа получила приз на Всесоюзном конкурсе «Малый Интеркосмос» и была рекомендована на международную конференцию молодёжи в Японии. Но, к сожалению, на тот момент Павлу ещё не было 14 лет, и в Японию он не попал. Уже эти работы демонстрируют направленность мышления подростка в будущее. Так начала формироваться его индивидуальная проблемно-познавательная программа. Возраст 12-14 лет, это этап, когда формируется доминантный проект личности, заложенный теми ценностями и увлечениями, к которым оказалась восприимчива личность. Мощность его индивидуальности требовала свободной индивидуальной траектории.
Мы познакомились с Павлом в Обнинском гуманитарном центре, где он обучался в эти годы, а я преподавала авторский курс биологии. Это был увлечённый подросток. В сферу его интересов попали эволюционная теория и теория катастроф, философские проблемы символизма и поэзия. В те годы он серьёзно занимался программированием, чему во многом способствовал его отец. Но словосочетание «конструирование будущего» я услышала от него, когда ему было 15 лет. Свою первую исследовательскую работу он доложил на конференции в Торонто (1993 год, Международная конференция ACM APL93). Ему тогда было 16 лет — самый молодой спикер за всю более чем 40-летнюю историю этих конференций. Доклад назывался «Самообучение современной алгебре с помощью APL» (A Programming Language — язык программирования высокого уровня).
Вместе с МАН «Интеллект будущего» — к образованию будущего
В 2008 году Малая академия наук «Интеллект будущего» пригласила Павла Лукшу выступить на педагогическом форуме «Образование: взгляд в будущее». К этому времени он уже защитил кандидатскую диссертацию в области экономики, был старшим научным сотрудником Института экономики РАН и исследователем Хартфордширского университета (Великобритания). Во время своего выступления он смог точно охарактеризовать кризис образовательной системы и сформулировать проблемные вопросы о преодолении этого кризиса. Участникам запомнился его эмоциональный вопрос: «Чему и как учить детей, чтобы через 10 лет они сказали нам «спасибо»?
В 2009 году Павел сделал пленарный доклад «Школа-2020: прагматическая стратегия школьного образования как ключевой фактор долгосрочного развития человеческого капитала в России», который был опубликован в сборнике конференции «Образование: взгляд в будущее». В этой статье много глубоких мыслей и предвидения проблем, с которыми столкнутся организаторы образования в эти десятилетия. Павел подчеркнул, что главную роль в развитии модели «школы будущего» в образовании в любом случае играет низовая инициатива педагогов-энтузиастов и организаторов экспериментальных форм обучения. Павел говорил о необходимости прагматического построения процесса формирования человеческого капитала.
В 2010 году по его инициативе на площадке МАН «Интеллект будущего» был проведен пилотный форсайт (Rapid Foresight) «Образование-2030» совместно с Дмитрием Песковым и другими представителями группы «Метавер». Результаты для участников были ошеломляющими. У всех открылись глаза на кризисную ситуацию Российского образования. Это осознание позволило многим руководителям и педагогам-новаторам быстро перестроить работу в образовательных организациях.
Это событие стало решающим моментом для запуска процессов обновления и трансформации и в МАН «Интеллект будущего», позволило по-новому осознать миссию детско-взрослых неформальных сообществ в передаче ценностей и развитии человеческой личности. Новое понимание дало нам возможность удержаться на переднем крае образовательных инициатив. Интересно, что этот форсайт и выступление на форуме «Образование: взгляд в будущее» были для Павла важнейшими моментами в осознании своей творческой программы. С этого года начинается его стремительная траектория успеха, связанная с образованием будущего.
Миссия первопроходца
На сегодняшний день Павел Лукша является основателем международной инициативы «Глобальное будущее образования» («Global Education Futures»), созданной в 2014 году. Проект «вырос» из многолетней работы по форсайту образования, который проходил под его руководством при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ), МШУ «СКОЛКОВО», Института образования НИУ ВШЭ, Сколковского института науки и технологий (Сколтех). В рамках этого проекта носители передовых идей и практик в области классического, профессионального и инновационного образования со всего мира обсуждают возможный образ глобальной образовательной системы будущего и путей её построения, было выпущено несколько докладов (таких как «Навыки будущего» и «Образовательные экосистемы для социальной трансформации»). Доклады широко разошлись в мире, их материалы используют ведущие мировые институты развития – Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО, ОЭСР, Innovation Unit и другие.
Последние 10 лет Павел является профессором Московской школы управления Сколково и экспертом Сколковского центра развития образования (SEDEC).
Кроме этого, он идейный вдохновитель и соавтор «Атласа новых профессий» — альманаха перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, Автор методики прогнозирования Rapid Foresight, используемой во многих развитых и развивающихся странах мира, организатор многочисленных форсайтов, посвященных технологическим инновациям и развитию образования, по итогам которых были растиражированы более сотни инновационных проектов. Входит в топ-75 самых уважаемых людей России по версии «Эксперт-онлайн» и топ-100 людей современной России по версии «Русского репортера». Он входит в число сооснователей российского движения урбанистов «Живые города» и экспериментального движения-саттелита «Культурно-образовательные дома», инициатор образовательных программ «Кружкового движения НТИ».
Павел Лукша взял на себя миссию первопроходца в создании образовательных экосистем в мире нарастающей сложности. Теперь его новые проекты запускаются не только в России, но и в других странах. Global Education Futures — одна из нескольких групп, которые реально работают над трансформацией мировой образовательной системы, и единственная такая группа из России.
Творческая и интеллектуальная энергия Павла говорит о том, что миссия конструирования образовательных систем будущего выполнима. На наших глазах происходит рождение нового, доселе не существовавшего.
Всё это подтверждает и смысл нашей деятельности, вдохновляет на новые проекты. В неформальных детско-творческих сообществах, таких как МАН «Интеллект будущего», создаются уникальные условия для поддержки одаренных детей. Так разворачивается миссия служения миру будущего!
Точка перехода
— Павел, ты закончил экономический факультет ВШЭ, занимался развитием бизнес-систем в нашей стране, работал в крупных корпорациях и вдруг стал исследователем образования. Как это случилось?
— Если говорить конкретно, то переломным моментом, новой точкой развития для меня стал именно 2008 год. До этого я около 15-ти лет работал в крупных корпорациях, таких как Север-Сталь, например. Человек в них является каким-то винтиком, чем-то второстепенным. Это порождало некий внутренний кризис, потому что эти корпорации не созданы для человека, но человек должен быть подогнан под корпорации. Это был год, когда наступал кризис ещё и общемировой. Впервые люди почувствовали и внутренний кризис, отсутствие понимания, к чему они движутся в итоге. Глобальная экономика приводит к изменениям, которые не желательны для людей и природы. И оказалось, что люди не умеют думать о будущем. Получилось так, что люди, которые принимают решения, не берут на себя ответственность, не способны думать стратегически. И это проявлялось в глобальном масштабе. Это был сигнал пробуждения для многих. Когда отсутствует практика работы с будущим, то больше всего страдает следующее поколение – молодежь, дети и экология! Люди, которые безответственно ведут себя относительно будущего, действуют, не думая о завтрашнем дне. Например, загрязнения, связанные с пластиком. Города, реки, океаны — все замусорено. Решая сиюминутную, кратковременную задачу удобной упаковки для пользователя, мы производим разлагающийся тысячу лет мусор. Миллиарды этих пакетов страшный пресс для окружающей среды. Локальное становится глобальным. Если мы не готовим детей к будущему и не учим тому, что нужно знать и уметь, чтобы сохранить среду обитания, сделать мир лучше, то школа становится путём в прошлое!
Решение этого противоречия могло бы стать для меня мотивацией, вдохновением.
Если смотреть широко на предысторию моего интереса к образованию, то моя встреча с МАН «Интеллект будущего» не случайна. Это была редкая образовательная среда, где думают о будущем. Ещё раньше — встреча в Обнинске с ТРИЗ-педагогикой, которую преподавал Вадим Иванович Ткаченко в кружке на Станции юных техников, это Гуманитарный центр, с мощной культурной составляющей, обращённой к человеку. Во всех этих средах существовала практика сотворчества детей и взрослых. Это всё были образцы человек-центрированного образования, где есть возможность выбора через процессы творчества. Я тогда прикоснулся к некоторому прототипу, с чертами возможного будущего.
В те годы думалось, что главное научиться чему-то у Запада, что надо работать на хорошей должности, иметь достойную зарплату. Но, оказалось, за этим нет ничего хорошего. За этим счастья нет! И у меня тоже возникло такое чувство. А хотелось найти точку, где будет осмысленная жизнь. Для меня это был поиск ответственности и осмысленности. Важно было найти то, что может вдохновлять независимо от оплаты и должности. Я хотел найти вдохновение.
После приглашения на форум МАН «Образование: взгляд в будущее» с докладом «Школа-2020», я вдруг увидел интересную аудиторию. И это был другой опыт, которого нет в корпорациях и госструктурах. И это была моя точка перехода.
Е. Федоровская
МАН «Интеллект будущего»