Корневая система

В обнинской школе №1 имени С.Т. Шацкого прошёл региональный семинар по агрообразованию. Его организовала администрация учебного заведения при поддержке министерства сельского хозяйства и министерства образования и науки Калужской области. В семинаре приняли участие представители обнинской городской администрации, руководители образовательных учреждений региона.

Работа на земле – давняя школьная традиция

Школа №1 – старейшая в нашем городе. Именно в эти майские дни в 1911 году знаменитый педагог Станислав Теофилович Шацкий, имя которого носит учебное заведение, основал в наших местах уникальную детскую школу-колонию «Бодрая жизнь». И традиции, заложенные им, в первой школе бережно хранят. 

Современное её здание было построено в 1954 году, в тот же год рядом построили теплицу для выращивания овощей и цветов. А через два года появился и аграрный учебно-опытный участок. В этом году дети и их учителя будут отмечать не только 65-летие Обнинска, но и 110 лет со дня основания своей школы. Исторически сложилось, что именно здесь, в этом учебном учреждении, с юных лет детям прививают любовь к труду на земле — здесь работает аграрный класс. И, несмотря на то, что школа эта находится в городе, именно сюда приезжают перенимать передовой опыт по приобщению школьников к сельскому хозяйству не только со всей нашей области и из гораздо более удалённых мест.

«Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность»

— Это очень важная работа. Сельское хозяйство модернизируется, нужны высококвалифицированные молодые специалисты. Для них создаются комфортные условия труда, обеспечивается высокий уровень заработной платы, достойные социальные условия жизни. Если ещё совсем недавно в Калужской области существовало всего пять аграрных классов, сейчас их уже 29. И один из лучших находится в Обнинске, в первой школе. Мы надеемся, что таких классов будет гораздо больше – как минимум, по одному классу в каждом районе области, — сказала заместитель министра сельского хозяйства Калужской области Наталья Огородникова. Региональное министерство образования и науки тоже заинтересовано в подготовке квалифицированных кадров для села со школьных лет. Сотрудник Калужского института развития образования Иван Вялых рассказал, что агрообразование в школах региона реализуется с помощью профильного образования с углублённым изучением таких предметов как химия и биология. Также работают элективные курсы введения в агробизнес, школьники работают на опытных участках и в теплицах, для них проводят экскурсии на предприятия агропромышленного комплекса.

— При успешной реализации программы профильного аграрного обучения у учащихся должна сформироваться сельскохозяйственная грамотность, то есть, учащиеся будут обладать тем необходимым объёмом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущих хозяев земли. И выпускники школ получат первые навыки работы на земле, возможность сделать осознанный выбор своего профессионального пути, — подчеркнул Иван Вялых.

В ряде школ Калужской области агрообразование включено в часть учебного плана в виде спецкурсов агрономической направленности, осуществляется сотрудничество с Калужским колледжем народного хозяйства и природообустройства, Губернаторским аграрным колледжем в Детчине, Калужским филиалом Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева. Педагоги из этих учебных заведений проводят занятия со школьниками, как в классах, так и на предприятиях агропромышленного комплекса.

Агрокласс в школе №1

Директор обнинской школы №1 Галина Полякова познакомила участников семинара с тем, как здесь организованы занятия по агрообразованию. Они проводятся в рамках уроков технологии, кружковых занятий, проектной деятельности, а также в летний период в пришкольном оздоровительно-трудовом лагере «Бодрая жизнь».

— Станислав Теофилович Шацкий, начиная свою педагогическую деятельность, ориентировался именно на трудовое воспитание, организацию труда детей на земле, — отметила Полякова. — Наша школа всегда придерживалась этого направления: трудовое воспитание через приобщение к сельскому хозяйству. Профильный класс с аграрной направленностью у нас открыт на уровне среднего образования.

Сейчас в Обнинске реализуется проект «Распределённый детский технопарк». В его рамках каждая школа города развивает свой уникальный профориентационный модуль. Школа №1 выбрала для реализации биотехнический модуль «Академии Технолаб».

Как и 60 лет назад, сегодняшние ученики первой школы выращивают в теплице рассаду, ставят опыты по биологии – сейчас это называется научно-исследовательская деятельность. Кстати, те ребята, которые успешно защищают проект в Калужском филиале Российского государственного аграрного университета, получают при поступлении в вуз дополнительные два бала к результатам ЕГЭ. Заложенные традиции экологического воспитания продолжают жить до сих пор. Благодаря «приходу» в школу «Технолаба» и развития его модуля биотехнологий удалось оборудовать биоинженерную лабораторию, отремонтировать теплицу – ровесницу школы.

— Также у нас есть учебно-опытный участок, который находится в замечательной природной зоне. Там размещены сад-дендрарий, огород, яблоневый сад, цветник, аптекарский огород, питомник, ягодник, сельскохозяйственная лавка, где ученики изучают основы растениеводства и земледелия. Всё это создаёт среду, которая способствует интересу к сельскохозяйственным занятиям у ребят. Все три летних месяца при школе работает трудовой лагерь. Там ученики выращивают овощи и фрукты, а в сентябре реализуют выращенную продукцию на сельскохозяйственных ярмарках. На вырученные деньги приобретаем семена для выращивания новых растений и полезное для школы оборудование, — рассказала Галина Полякова.

В зимний период дети, занимающиеся в агроклассе, разрабатывают ландшафтный дизайн тепличного комплекса, младшеклассники учатся выращивать комнатные растения и защищают проекты по флористике.

Биоинженерная лаборатория

Биоинженерная комната оборудована всем необходимым для проведения биологических опытов на самом современном уровне. «Чистая комната», терминальные шкафы, дистилляторы, стерилизаторы, микроскопы, ноутбуки, подключённые к высокоскоростному интернету – с помощью всего этого школьники могут заниматься научно-исследовательской деятельностью. Например, в учебном плане есть такое направление — микроклональное размножение растений. Сейчас лаборатория находится в процессе освоения. Участники семинара побывали на уроке биологии, где одиннадцатиклассники изучали способы приготовления микропрепаратов. Здесь проводят эксперименты и ученики начальных классов, а также (в выходные дни) ученики других школ города.

Большой интерес у ребят вызвал урок флористики, проведённый для них преподавателями Тимирязевской академии, а учитель технологии Софья Шпакова в обновлённой теплице объясняла ребятам, как пикировать рассаду и готовить землю к посадке.

Как развиваются биотехнологии в обновлённой теплице

Сегодня теплица – любимейшее место учащихся школы, изучающих основы агрокомплекса. Там сейчас в разгаре аграрные работы. Участники семинара посетили занятие в теплице у шестиклассников. Ребята выращивают рассаду сельскохозяйственных и цветочных культур: огурцов, кабачков, капусты, тыквы, томатов. А наименований цветов всех и не перечислить. В том, что рассаду школьники выращивают хорошую, можно не сомневаться. Благодаря своим опытным наставникам они уже знакомы со многими тонкостями земледелия и могут проконсультировать своих родителей во время дачных работ, дать совет, как правильно сажать разные культуры и ухаживать за посадками. И к этим советам взрослые прислушиваются. Кстати, кое-что из выращенной школярами рассады участники семинара увезли с собой в качестве подарков – уж больно хороши цветы.

— У нас обогреваемая теплица, мы её используем в течение всего сезона. Кроме таких работ, которые проходят у нас на уроках технологии, в рамках кружка, учащиеся начальной школы выращивали шпинат в условиях обогреваемой теплицы, посмотрели, какой урожай получается. Сейчас они хотят продолжить эту работу на пришкольном участке, посмотреть, какой урожай будет в открытом грунте. Одному мальчику я предложила вырастить экзотическое растение кивано – африканский огурец. Мы хотим попробовать выращивать его в условиях нашей теплицы, а затем и на опытном участке, — пояснилаучительница технологии, управляющая сельскохозяйственным участком Софья Шпакова.

Директор школы отметила, что от 15-ти до 20-ти процентов выпускников идут после окончания школы в профильные вузы. И это не только вузы сельскохозяйственной направленности, но и медицинские: ребята выбирают профессии врачей, психологов, фармацевтов. Учащиеся школы всерьёз увлечены сельскохозяйственным трудом. И даже если они не поступят в Тимирязевскую академию, приобретённые в школе навыки обязательно пригодятся им в жизни.

Е.Ершова

фото автора

Добавить комментарий