Малые колёса. Большая опасность

В праздничный Международный день защиты детей не хочется говорить о грустном, но приходится. Потому, что иногда защищать детей нужно в самом буквальном смысле слова. А это всегда невесёлая история…

Что такое СИМ?

Технический прогресс делает жизнь современных детей гораздо интереснее и ярче, чем жизнь их сверстников в веке, скажем, двадцатом. 3D-кинотеатры, безграничные возможности интернета. А ещё – всё новые и новые технические новинки, которые пока что называют казённым словосочетанием — средства индивидуальной мобильности (СИМ).

— Раньше в Правилах дорожного движения не было отдельных пунктов для электросамокатов, сигвеев или моноколёс. Иногда эти и им подобные транспортные средства рассматривались в рамках других доступных терминов. Например, как велосипед или мопед, в зависимости от мощности двигателя. Но с первого марта 2023 года эти средства передвижения получили новый статус – «Средство индивидуальной мобильности», — поясняет начальник отделения административной практики, розыска и пропаганды ОГИБДД ОМВД России по г.Обнинску, майор полиции Наталья Холостенко.

К СИМам относятся теперь также привычные велосипеды, скейтборды и электроскейтборды, гироскутеры и прочие аналогичные средства передвижения. Они становятся всё разнообразнее. Их на наших улицах появляется всё больше и больше.

ДТП – это не шутка

И, поскольку двигаются эти СИМы по пешеходным пространствам, то всё больше и больше они начинают мешать простым пешеходам – «без колес». Особенно тем, которые ограничены в мобильности. Это могут быть маленькие дети и пожилые люди (реакция не такая быстрая, движения неуверенные), пешеходы с собаками, которые запутываются поводками в колесах СИМов. Или, например, мамы с колясками.

Совсем недавно, в мае, в Обнинске девятимесячная малышка получила ушиб основания черепа из-за того, что в её коляску влетел 18-летний недоросль на электросамокате.

Если кто не знает, ушиб основания черепа – это очень серьёзная травма, и поэтому ребёнка госпитализировали.

А что же виновник ДТП? Он отделался административным штрафом в смехотворной сумме — всего 800 рублей! И то благодаря тому, что сотрудники ГИБДД оперативно установили личность лихача.

Кстати, вот такое происшествие сейчас считается настоящим ДТП с точки зрения закона. И вести себя стороны должны так же, как при подобном происшествии с автомобилями. То есть, покидать место ДТП запрещено. Но видимо нарушитель закона не читал.

Преимущества – у пешеходов!

Водительское удостоверение для СИМа не требуется. Возрастных ограничений для водителей СИМ нет. Правда, есть некоторые правила:

  • ребёнок младше семи лет должен передвигаться на СИМе только в сопровождении взрослых. При этом ему запрещено передвигаться по обочинам автодорог и по пешеходной части велопешеходных дорожек;
  • ребёнок в возрасте от семи до четырнадцати лет может передвигаться на СИМе самостоятельно с теми же ограничениями;
  • лицам старше четырнадцати лет разрешено двигаться по обочине проезжей части дороги, если отсутствует велосипедная или велопешеходная дорожка.

— На средствах индивидуальной мобильности разрешено передвигаться по пешеходным дорожкам, но не нужно забывать, что преимущества при таком движении — всегда у пешеходов, — подчеркивает Наталья Холостенко.

Также имеются ограничения по скорости: не более 25 км/ч, а в жилых зонах и во дворах любое транспортное средство, в том числе и СИМ, не должно превышать 20 км/ч.

Есть и ограничения по весу электротранспорта, поскольку, чем больше вес – тем сильнее будет удар. СИМ, на котором можно ездить по тротуарам, не должен весить более 35 кг.

Развести потоки

Всё это чётко прописано в пункте 10.2 Правил дорожного движения и в постановлении правительства от 06.10.22 года №1769.

Но вот знают ли об этом те, кто так лихо раскатывает по пешеходным дорожкам в жилой зоне, а также во дворах, лавируя (не всегда удачно) между испуганными пешеходами?

Так как же нужно ездить на этом мелком электротранспорте, чтобы не нарушать правила и не создавать угрозу пешеходам?

— Если движение СИМа по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон, включая велосипедные дорожки, подвергает опасности пешеходов или создаёт им помехи для движения, водитель СИМ обязан спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов, — отвечает на этот вопрос Наталья Холостенко.

Хорошее правило. Вот только видел ли кто-нибудь, чтобы его соблюдали юные и не очень законопослушные водители СИМов?

Вообще, уживаться на одном, довольно ограниченном, пространстве пешеходам и подросткам, гоняющим на СИМах, — очень сложно и чревато травмами, причём для обеих сторон. И выход тут видится только один: нужно как-то развести эти потоки. Сделать это можно с помощью специальных дорожек по типу велосипедных.

В Обнинске они кое-где есть. В своё время их сооружение активно лоббировал бывший глава горадминистрации, нынешний губернатор Калужской области Владислав Шапша, словно предчувствуя скорый «всплеск» активности владельцев такого транспорта. Но тех велодорожек, что есть в городе сейчас, явно недостаточно для того, чтобы и «волки были сыты, и овцы целы».

В.Смазнова