Марина Волкова: «Оценки не всегда полезны»
Обнинск инновационный. К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»
Продолжаем публикацию статей об экспертах Малой академии наук «Интеллект будущего». Эти материалы подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который был поддержан Фондом Президентских грантов.
Преподаватель с 37-летним стажем Марина Всеволодовна Волкова ведёт в Малой академии наук «Интеллект будущего» такие направления как педагогика, психология и социология. Занимая должность директора по профессиональным коммуникациям, работает не столько с детьми, сколько с взрослыми, и считает эту часть своей деятельности очень важной. 14 октября Марина Всеволодовна отметит юбилей.
Профессию подсказали книги
Кандидат психологических наук Волкова с долей иронии относится к так называемым «психологам без образования». Свою специальность она воспринимает как серьёзную науку и любимое дело, которому посвятила всю жизнь.
— Образование я получила в Ташкентском государственном университете по специальности «Психология. Преподаватель психологии» в советские времена, когда психологов готовили в стране всего шесть вузов. Профессия считалась, можно сказать, эксклюзивной. Нам говорили, что по-настоящему мы будем востребованы только в 21-м веке, — рассказывает Волкова.
В детстве Марина, как и большинство тогдашних школьников, много читала. Особенно любила популярную издательскую серию «Эврика». В ней публиковались интересные книги по психологии — таких авторов как Владимир Леви, Яков Коломинский, Нина Башкирова.
По оценке Волковой, эта литература давала хорошее представление о том, чем занимаются психологи.
Будущую профессию она выбрала задолго до окончания школы. А в старших классах побывала в университете, познакомилась с будущими преподавателями.
На отделении психологии Волкова окончила философско-экономический факультет, а после вуза — аспирантуру Института психологии Академии наук СССР в Москве (ныне Институт психологии РАН).
На стыке наук
Уникальное образование позволяет Марине Всеволодовне преподавать не только психологию, но и философию, а также педагогику. После защиты кандидатской диссертации она работала в Институте повышения квалификации руководящих работников при Совете Министров Узбекской ССР. А через несколько лет, в 1994 году, её пригласил министр образования Калужской области Геннадий Ловецкий. Вскоре Марина Всеволодовна заняла в региональной системе образования должность главного психолога.
Чуть позже по инициативе Геннадия Ивановича и руководства Психологического института Российской академии образования был открыт образовательный комплекс в Балабанове, который возглавила Марина Волкова. Его выпускники получали возможность поступать сразу на четвёртый курс Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова.
– У нас принято ругать девяностые годы, но в образовании в тот период были сделаны важные шаги. Балабановского комплекса уже нет. Но если на территории Калужской области работает хотя бы тысяча наших выпускников, это уже неплохо, — считает Марина Всеволодовна.
Сейчас она преподаёт в частном колледже в Балабанове и в Среднерусском гуманитарно-технологическом институте в Обнинске. Нередко вспоминает: работая в начале девяностых в институте повышения квалификации, предполагала, что преподавать студентам больше не будет. Но ошиблась. Видимо, быть педагогом — не только призвание, но и судьба.
Марина Всеволодовна имеет также квалификацию специалиста по психологическим тренингам в группах. Речь идёт о помощи в решении конфликтов, проблемах общения между людьми. Поэтому психология интересует её не только с теоретической, но и с практической точки зрения.
Профессиональный уровень знаний в этой области сильно отличается от популярного, житейского.
— Многие считают, что разбираются в психологии. Употребляют такие термины, как личность, память, мышление, характер, отношение и более сложные. Но к науке это не имеет никакого отношения, — отметила Волкова.
Марина Всеволодовна рассказала, что психология состоит из двух очень разных частей, а вообще зарождалась как естественнонаучная дисциплина:
— Первые философы, которые стали психологами, привнесли лабораторный инструмент, пытались проводить точные измерения. Это скорее была дисциплина, близкая к физике, и сейчас эта линия продолжается в нейронауке. Философы ХХ века предложили чёткие признаки психологии как науки, связанной с физикой, химией, биологией. Потенциалы мозга можно зафиксировать специальными приборами. А разговорная психология в строгом смысле слова наукой не является. Одному человеку такая беседа специалиста может помочь, другому — нет. В ней не хватает системности, верифицированности.
Не ради оценки
Один из самых интересных пластов в деятельности Марины Волковой — работа в Малой академии наук «Интеллект будущего». Здесь она трудится в качестве эксперта с марта 1995 года. Позже её функции заметно расширились. От оценки работ на детских конференциях она плавно перешла к обучению педагогов, проведению лекций, мастер-классов, семинаров и вебинаров.
— Это направление стало для меня основным. С детьми работаю во вторую очередь. Прежде всего, в «Интеллекте будущего» на меня возложены обязанности директора по профессиональным коммуникациям. Речь идёт о взаимодействии самих педагогов, о том, как им обмениваться опытом и быть полезными друг другу. Ведь у каждого преподавателя есть хороший опыт в своём предмете. Эффективным моментом роста часто становятся контакты с другими профессионалами, совершенно не обязательно педагогами. Налаживание таких межпредметных связей и есть моя задача, — рассказывает эксперт.
К взаимодействию с педагогами Марина Всеволодовна нередко подключает представителей других сфер: науки, культуры, социальной политики. И польза от такого разнопланового общения ощутима. Волкова уверена, что в целом для образования работа с преподавателями гораздо эффективнее, чем с детьми. Обучая конкретного школьника, можно помочь только ему одному. А подготовив преподавателя, можно помочь очень многим людям, которым педагог передаст потом свои знания.
В то же время и работа экспертом остаётся для Волковой актуальной. Осенью она участвует в заочных турах Малой академии наук, а с октября по июнь — в очных. Вместе с коллегами проводит конкурсы, соревнования, фестивали, конференции.
Марину Всеволодовну радуют успехи студентов и школьников, но она обеспокоена тем, что подрастающее поколение сейчас очень мало читает. И особенно избегает больших текстов.
— Некоторые умудряются писать курсовые, не читая их, — с горькой иронией заметила педагог.
Огорчает и то, что ребята часто нацелены не столько на знания, сколько на внешнюю мотивацию — оценку. Многие участники конференций расстраиваются, когда получают вторые и третьи лауреатские степени. Все хотят стать только победителями.
— На мой взгляд, это колоссальная проблема, когда всё делается только для оценки. У взрослых, а у детей тем более, появляется страх и падает уровень креативности. Да и сами учителя нередко способствуют этому, говоря детям: «Подумай хорошенько, отвечай на вопрос, только когда уверен». А почему бы сначала не выслушать тот ответ, который ученик сгенерировал самостоятельно? Пусть он будет неправильный, но ребёнка нужно не запугивать плохой оценкой, а учить рассуждать, находить решение самому, — считает Марина Всеволодовна.
Поэтому у педагога Волковой есть мечта — организовать для школьников такое мероприятие, где не будет оценок. Будем надеяться, со временем удастся воплотить этот замысел в жизнь.
Е.Михайлова
МАН «Интеллект будущего»