Модернизация системы ЖКХ. Давайте посчитаем и подумаем
В Обнинске не смолкают споры по поводу механизмов реформирования и модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства города. В частности речь идёт о том, стоит ли для этого заключать концессионное соглашение с дочерней компанией Росатома «Русатом инфраструктурные решения» (РИР) или есть другие пути решения этой проблемы.
Губернатор Калужской области, выступая в прямом эфире, сказал, что «мы вместе публично посмотрим и обсудим условия концессии, и также вместе примем решение».
До самого последнего момента на вопросы о концессии и администрация города отвечала, что «действительно, мы получили такое предложение от дочерней компании Росатома. Будем изучать, и обсуждать совместно с регионом, депутатами и жителями города»
На самом деле, переговоры по условиям концессии были проведены кулуарно.
На основании заявки АО РИР от 23.06.22 через месяц, 22.07.22, было принято постановление администрации «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных в границах муниципального образования «Город Обнинск», на иных условиях» (опубликовано не было), а ещё через пять месяцев, 21.12.2022, постановлением № 2935-п «О согласовании проекта концессионного соглашения» условия концессии были согласованы и опубликованы на официальном сайте администрации.
Более того, условия концессии были настолько засекречены, что даже официальное обращение депутата А.Зыкова об ознакомлении с этим документом было проигнорировано. Теперь же, учитывая, что в силу закона о концессионных соглашениях, изменение согласованных условий концессионного соглашения после его размещения на официальном сайте не допускается, какие-либо его обсуждения бессмысленны.
И это при том, что условия уже размещенного концессионного соглашения противоречат действующему законодательству (см. приложение 1).
Одновременно, после опубликования условий концессионного соглашения, с 21.12.22 в прессе стали размещаться материалы о концессии АО РИР, в которых происходит жонглирование цифрами и обещаниями, которые вводят в заблуждение жителей города (см. приложение 2). Официальных пояснений от администрации нет.
Прослеживается противоречие с такими принципами противодействия коррупции (ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ), как законность, публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
Учитывая всё это, представляется, что приведение условий концессии в соответствии с законодательством возможно только путем обжалования в ФАС как по инициативе прокуратуры в целях защиты прав неопределенного круга лиц, так и по инициативе любого физического или юридического лица.
Приложение 1
Нарушения норм действующего законодательства в случае подписания концессионного соглашения с АО РИР
1.Не опубликованы необходимые документы.
К размещенному на федеральном ресурсе https://torgi.gov.ru предложению АО РИР от 23.06.22 № 3071/13735-8.8 не приложены копии учредительных и иных документов, что не позволяет проверить предложение на соответствие требованиям закона.
2.Не подтверждена возможность получения займа Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Согласно ч.3 п.4.10 ст.37 закона №115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения (АО РИР), до принятия решения о заключении этого соглашения обязано указать источники финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и представить в уполномоченный орган подтверждение возможности их получения.
Согласно условиям концессионного соглашения, размещенного администрацией города на федеральном информационном ресурсе https://torgi.gov.ru (Извещение №21000029180000000007, лот №1) основным источником финансирования, на сумму 2,17 млрд рублей, является заём Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Согласно оперативной информации о деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ по стоянию на 01.11.22, размещенной на его сайте https://fondgkh.ru/work-rezult/rezultaty-raboty/operativnaya-informatsiya-o-fonde/ нераспределенный остаток средств финансовой поддержки на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры составляет всего 0,16 млрд рублей, что явно недостаточно для условий концессионного соглашения.
Не размещение на федеральном информационном ресурсе https://torgi.gov.ru документа, подтверждающего одобрение Фондом содействия реформированию ЖКХ заявки для АО РИР на проекты в Обнинске на сумму не менее 2,17 млрд рублей является нарушением принципа публичности и закона №115-ФЗ.
3.Ошибочное наименование концессии.
Наименование «Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных в границах муниципального образования «Город Обнинск»» не соответствует предмету соглашения, т.к. в концессию передаются скважины, расположенные в иных муниципальных образованиях, в частности, в д. Доброе и д. Вашутино, что вводит в заблуждение.
4.У администрации города отсутствуют необходимые полномочия.
У администрации города отсутствуют полномочия на принятие решений «О возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях», «О согласовании проекта концессионного соглашения». Возможность принятия вышеуказанных решений появилась только после 06.07.2010 г., когда законодательно появилась возможность заключения концессионного соглашения без проведения конкурса по инициативе потенциального концессионера (ст.37 закона 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в ред. Федерального закона от 02.07.2010 №152-ФЗ).
Полномочия администрации в части концессии установлены решением Обнинского городского Собрания от 27.10.2009 г. № 08-78 (ч.14 п.4.1 Положения «Об администрации (исполнительно-распорядительном органе) городского округа «Город Обнинск»), до внесения указанных выше изменений в закон 115-ФЗ и распространяются исключительно на «принятие решения о заключении концессионных соглашений» путем проведения конкурсной процедуры.
Кроме того, данное концессионное соглашение прямо связано:
— с утверждением бюджета города (в части платы концеденту).
— с изменением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (в части безвозмездной передачи материальных ценностей, в том числе мазута).
— с утверждением инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры (инвестиционные мероприятия являются основой концессионного соглашения).
— с установлением надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (концессионным соглашением предусматриваются инвестиционные надбавки в виде нормативной прибыли в процентах от годовой выручки).
Все указанные вопросы согласно ст. 28 Устава муниципального образования «Город Обнинск» (утв. решением Обнинского городского Собрания от 04.07.2006 г. №01-24) находятся в исключительной компетенции городского Собрания.
В соответствии с ч.13 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Учитывая, что концессионное соглашение предполагает предоставление концессионеру финансовой помощи за счёт местного бюджета как на инвестиции, так и на эксплуатацию, данная помощь должна быть утверждена соответствующим решением городского Собрания.
4.Разделение предмета концессионного соглашения на объект концессионного соглашения и иное имущество не соответствует законодательству.
Концессионным соглашением необоснованно одна часть передаваемого имущества (некоторые участки сетей, тепло, водоснабжения и водоотведения, некоторые здания и сооружения, некоторое оборудование) отнесена к объектам концессионного соглашения, а другая часть тех же сетей, зданий, сооружений и оборудования отнесены к иному имуществу.
В силу закона к объектам концессионного соглашения относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (п.11 ч.1 ст.4 115-ФЗ), а под иным имуществом понимается имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ч.9 ст.3 115-ФЗ).
Далее, законодательство устанавливает разные требования к судьбе объекта соглашения и иного имущества. В частности, объект соглашения должен быть реконструирован, надлежащим образом эксплуатироваться и вернуться в улучшенном состоянии. Тогда как судьба иного имущества должна отдельно оговариваться в концессионном соглашении.
В силу ч.9 ст.3 115-ФЗ концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении иного имущества по его модернизации, замене морально устаревшего или физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счёт страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.
В данном концессионном соглашении от АО РИР обязательства по развитию иного имущества не предусмотрены.
Таким образом, в связи с незаконным отнесением части объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения к иному имуществу в КС предусмотрена деградация не только вспомогательного имущества, но и основного.
5.Текст соглашения не соответствует примерному, утвержденному в соответствии с ч.4 ст.10 и ч.2 ст.13 112_ФЗ постановлением правительства РФ от 05.12.2006 г. №748.
Пунктом 2 ПП РФ от 05.12.2006 г. №748 установлено, что концессионное соглашение заключается в соответствии с примерным концессионным соглашением, утвержденным данным постановлением, и может содержать (включать в себя) не противоречащие законодательству РФ положения, не урегулированные этим примерным концессионным соглашением. Необходимо отметить, что примерные соглашения, о которых говорится в 115-ФЗ, носящие нормативный (обязательный) характер, отличаются от необязательных примерных договоров, регулируемых Гражданским кодексом РФ (ст.427 ГК РФ).
Во-первых, ни структура, ни текст КС в редакции РИР не соответствует примерному ни по одному пункту. Для чего и для кого правительством РФ утверждено обязательное примерное соглашение — не ясно.
Во-вторых, предусмотренные в тексте примерного КС нормы не дублируются (исключены) из КС РИР, например, такие как:
53.Концессионер обязан осуществлять начисление амортизации.
69.Концессионер обязан принять на себя обязательства организации коммунального комплекса, обладавшей правами владения и пользования объектом Соглашения, по подключению объектов застройщика к принадлежавшим этой организации сетям инженерно- технического обеспечения в соответствии с предоставленными техническими условиями, соответствующими требованиям законодательства РФ.
127.Настоящее Соглашение, за исключением сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, подлежит размещению (опубликованию) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Это что, принципиальная позиция?
В-третьих, урегулированные в примерном КС нормы в КС РИР изложены по-иному, в пользу концессионера.
Например, пунктом 105 примерного КС должна быть предусмотрена неустойка за нарушение сроков реализации инвестиционной программы следующим образом:
105.Концессионер обязан уплатить концеденту в соответствующий бюджет неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств, установленных пунктами настоящего Соглашения, в том числе нарушения сроков исполнения указанных обязательств.
В редакции же РИР пунктами 17.1 и 17.2 предусмотрена только ответственность за некие денежные обязательства и ограниченная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств только на этапе эксплуатации и только по отношению к объекту соглашения (без иных объектов):
17.1 Концессионер обязуется уплатить в пользу концедента пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств концессионера, предусмотренных Концессионным соглашением, в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от суммы неисполненного денежного обязательства за каждый день просрочки в случае нарушения концессионером денежного обязательства.
17.2 Концессионер обязуется уплатить в пользу концедента штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на этапе эксплуатации объекта соглашения, предусмотренных КС, в размере 1000 рублей за каждый факт не исполнения и ненадлежащего исполнения не денежных обязательств, предусмотренных КС.
Куда делась ответственность за нарушение сроков реализации инвестиционной программы?
6.1 Ограничение конкуренции.
КС предполагается к заключению одновременно в отношении трех различных объектов (объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Согласно ч.5 ст.4 115-ФЗ это допускается только в случае, если не приведет к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Как призналась глава городской администрации, кроме инициативы от АО РИР в части комплексной концессии систем тепло-водоснабжения и водоотведения поступила ещё одна инициатива, но только в части теплоснабжения. Данная инициатива была отклонена потому, что она не комплексная. Но это и есть устранение конкуренции. Есть много организаций, специализирующихся исключительно на водоснабжении или водоотведении, или теплоснабжении, в том числе федерального уровня, а требование об универсальной организации отстраняет их от участия в конкурсе.
Статьей 17 ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
6.2 Ограничение конкуренции.
Заданиями и основными мероприятиями по созданию и реконструкции объекта соглашения в сфере теплоснабжения (Приложение 4) и в сфере водоснабжения и водоотведения (Приложение 4.1) предусмотрено создание неких автоматизированных систем «Цифровое теплоснабжение» (назначение не указано) и «Цифровой водоканал» для мониторинга состояния системы водоснабжения и водоотведения (расход, давление), а также оперативного реагирования на повреждения (аварии, утечки и т.п.).
Состав работ указан единообразно:
-проектно-изыскательные работы (проведение предпроектного обследования, разработка проектно-сметной и рабочей документации на автоматизированную систему), включая проверку достоверности сметной стоимости;
— закупка и поставка оборудования, материалов и программного обеспечения;
— выполнение строительно-монтажных работ на объектах теплоснабжения;
— проведение пуско-наладочных работ.
Из данного задания следует необходимость приобретения программного обеспечения, имеющего товарное наименование «Цифровое теплоснабжение» и «Цифровой водоканал», при этом, не предусмотрена возможность внедрения аналогичного программного обеспечения. Владельцем программного обеспечения является инициатор концессии АО РИР.
По данным самого же инициатора концессии (см. раздел новости на его официальном сайте https://rosatom-teplo.tu/news/1044) имеется свыше 200 программных решений, разработанных конкретно под рынок теплоснабжения и из них прямыми аналогами продукта «Цифровое теплоснабжение» являются 28 решений от различных разработчиков.
Указание на конкретный программный продукт не обосновано, явно коррупционно, ограничивает конкуренцию и создает возможность для инициатора концессии монопольного манипулирования ценой.
Кроме того, согласно п.1.2 ст.3 Закона №115-ФЗ в случае, если объектом концессионного соглашения наряду с иными объектами вычислительных машин, информационные системы, подготовка, заключение, исполнение и прекращение концессионного соглашения в части, относящейся к таким объектам, осуществляются с учётом особенностей, установленных главой 4.1 данного ФЗ.
Указанные выше особенности не учтены.
7. Передаваемое имущество не зарегистрировано в необходимом объёме.
Согласно ч.5 ст.39 115-ФЗ все имущество, передаваемое в концессию, должно пройти государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию на 100 процентов за исключением водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей, в отношении которых данный учет должен быть осуществлен не менее чем на 50 процентов.
Из приложения 2.3 следует, что к передаче предполагается значительное количество имущества (артскважины, благоустройство, кабельные трассы связи, электроснабжение (кабель), здания, резервуары, ограждения, дороги, дренажи, ливневая канализация и пр.), которые вопреки требованиям ч.5 ст.39 115-ФЗ не прошли государственный кадастровый учёт или государственную регистрацию.
8. Неопределенность с источником финансирования.
Вопреки закону в КС от РИР предусмотрена зависимость исполнения КС от получения в срок до 01.03.2023 г. льготного займа от Государственной Корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Это следует из первого предположения п. 12.2.2 КС:
12.2.2 (первая часть): отказ Фонда ЖКХ в предоставлении финансирования по договору займа, указанному в п.12.2.1 и (или) отказ в заключении договора займа по какому-то ни было основанию, либо заключение договора займа с Фондом ЖКХ позднее 01.03.2023 г., а равно непредоставление либо предоставление не в полном объеме денежных средств по договору займа с Фондом ЖКХ является особым обстоятельством и влечёт наступление последствий, предусмотренных п.п. 15.2 — 15.6.
9. Деградация имущества.
Пунктом 3.1.9 КС вместо предусмотренной законом реконструкции объекта соглашения предусматривается его возвращение концеденту по мере его ветшания. В части объекта соглашения это незаконно, а в части иного имущества возможно, но противоречит интересам города:
3.1.9 По истечении срока полезного использования имущества, входящего в состав объекта соглашения и (или) иного имущества (транспортных средств и (или) специальной техники в том числе), концессионер вправе передать, а концедент обязан принять такое имущество, исключив его из состава объекта соглашения и (или) иного имущества (в зависимости от того, что применимо), предусмотренного КС.
10. Инвестиционная программа не соответствует схеме теплоснабжения.
Разделом 5.7 Схемы теплоснабжение указано, что МП «Теплоснабжение» планирует продолжение замены тепловых сетей, исходя из возможностей, которые будут предусмотрены в тарифе на тепловую энергию (ожидается на уровне 50 млн рублей в год). При этом потребность в средствах на замену теплосетей определяется как 6500/50=130 млн руб./год, где 6500 – стоимость строительства сетей (определена по данным укрупнённых нормативов в строительстве и подтвержденная расчетами оценщика первой категории) в млн рублей, а 50 – задаваемый предприятием срок службы (амортизация) тепловых сетей. Для решения данной задачи собственными силами МП «Теплоснабжение» требуется повышение тарифа на тепловую энергию примерно на пять процентов сверх уровня инфляции.»
Если исходить из этого посыла, подлежит замене при протяженности сетей в 120 км 120/50=2,4 км в год. За 16 лет обновлено должно быть 2,4х16=38,4 км. Инвестиционной программой РИР за все 16 лет концессии предусмотрена замена всего 9,6 км.
Подготовила М. Четвертакова
(продолжение в следующем номере)