Начинать надо с детства

Более 300 школьников пришли на «Атомный урок» в Техническую академию Росатома. Ещё свыше 1500 учащихся из обнинских школ подключились к уроку онлайн.

Формат «зашёл»!

Первую лекцию «Атом вокруг нас» провёл доктор физико-математических наук Андрей Говердовский.

— Андрей Александрович — это большой учёный. Он начал с истории создания ядерной физики. И, слушая его, я с удовольствием вспомнила свою юность, учёбу в институте атомной энергетики; вспомнила капельную модель ядра Гамова, — он обо всём этом очень подробно рассказывал. Лекция проводилась для восьмиклассников, а механизмы деления ядра изучают в девятом классе. И я опасалась, что детям это может быть скучно. Но они как-то легко погрузились в тему, были явно заинтересованы и задавали вопросы. То есть, мы зачастую преуменьшаем способности наших детей. Ну, и к тому же потрясающий лектор! Андрей Александрович умеет работать с молодёжью, — рассказала замглавы администрации города в сфере  образования Татьяна Волнистова.

Она сообщила, что такая форма работы стала «пилотной». Для первого занятия детей выбирали вместе с сотрудниками Техакадемии Росатома. Для начала решили пригласить учеников из тех школ, от которых Академия находится в шаговой доступности. Но после первой же лекции стало понятно, что этот формат школьникам, что называется, «зашёл», а значит, можно будет приглашать и все остальные классы, и построить эту работу на системной основе.

— Здесь важна и профориентация, и любовь к городу. Пусть уже привыкают к тому, что у нас все предприятия «атомные». И начинать надо с седьмого-восьмого класса. Потому что раньше – они ещё маленькие, а ученики девятых и одиннадцатых классов уже определились с выбором предметов ОГЭ и ЕГЭ, а многие и с выбором вуза. Было бы здорово подключить десятые классы, но тут совпало с учебными сборами в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Я думаю, что мы их подключим попозже, — пообещала Волнистова.

Не только уроки

И это далеко не единственное мероприятие, которое проводят с обнинскими школьниками специалисты Росатома.

Сотрудники Физико-энергетического института уже с марта приходят в школы и проводят лекции об истории создания Первой в мире АЭС и других больших проектах наших учёных. Специалисты Технической и Корпоративной академий провели деловую игру для старшеклассников «Модель МАГАТЭ». В течение двух дней обнинские школьники в роли представителей государств — членов Международного агентства по атомной энергии обсуждали на английском языке важную миссию атомной энергетики в борьбе с изменениями климата на планете.

В марте в Обнинске и регионе стартовал проект «Путешествие в профессию», ставший победителем конкурса президентских грантов. В рамках проекта предусмотрены познавательные лекции и увлекательные экскурсии в мир современных атомных технологий для 500 учеников 7-11 классов школ нашей области.

В завершение профориентационного марафона организаторы проведут интеллектуальную игру «Квиз», которая объединит порядка 20 команд из числа наиболее активных и заинтересованных участников.

А для малышей ФЭИ объявляет фестиваль рисунков «Планета Мирный атом». В нём, кстати, могут поучаствовать и студенты колледжей. Работы финалистов войдут во временную экспозицию под открытым небом в сквере имени С.А. Кудрявцевой. Лучшие рисунки украсят ограждения по улице Менделеева.

— Также мы начинаем создавать сборник работ детей о городе, подобно тому, как мы это делали к шестидесятилетию Обнинска. В этот сборник входит всё: рассказы, эссе, стихотворения, рисунки, — любое детское творчество. В прошлый раз мы сделали порядка тысячи экземпляров, и они разлетелись по школам, ушли на подарки коллегам и на предприятия,  — поделилась Татьяна Волнистова.

Это только начало.

– В сентябре урок «День мирного атома» перейдёт на областной формат и состоится для всех старшеклассников Калужской области, – рассказал директор по коммуникациям Техакадемии Росатома Алексей Громыко.

Также «Атомные уроки» попали в программу празднования 70-летия Первой в мире АЭС. Это стало возможным благодаря конкурсу, на котором обнинский проект урока «День мирного атома» занял второе место среди атомных городов и получил поддержку в его реализации. Теперь инициатива воплощается в жизнь.

— Такие встречи полезны в любом случае. Даже если дети не будут погружаться глубоко в историю создания ядерной физики, живое общение с такими большими учёными расширяет кругозор и позитивно влияет на формирование мышления и языка общения, — уверена Татьяна Волнистова.

М.Воронцова

***

Проект «Атомный урок» впервые был запущен в 2020 году — в год 75-летия атомной промышленности. За время его реализации занятия по девяти «атомным» тематикам прошли в 40 тысячах школ 85 регионов Российской Федерации. Более 10 млн школьников страны познакомились с достижениями атомной промышленности.

Материалы урока разработаны таким образом, что позволяют интересно и понятно рассказать школьникам о значении атомных технологий в современном мире, об устройстве атомной электростанции и принципах получения атомной энергии, о достижениях отечественной атомной промышленности. Также методические материалы будут полезны и студентам первых-вторых курсов среднего профессионального образования.