Нарушения земельного законодательства и их последствия
Вопрос-ответ
В Управлении Росреестра по Калужской области была проведена «горячая линия» на тему «Государственный земельный надзор. Нарушения земельного законодательства и их последствия». На вопросы отвечала начальник отдела государственного земельного надзора Управления Ирина Комарова.
Вопрос: Подскажите, мой участок является крайним в СНТ, для удобства его использования я передвинул свой забор немного в сторону расположенного рядом леса, ведь эта земля никем не используется. Будут ли данные действия являться нарушением.
Ответ: Практика проведения проверок показывает, что наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Некоторые граждане с упорством продолжают незаконно двигать заборы, размещать на чужой земле хозяйственные постройки, бани, гаражи, коровники, складировать стройматериалы, различный инвентарь. При этом граждане наивно полагают, что они заняли «ничью» землю. Надо понимать, что земля «ничьей» не бывает. Земельные участки, не находящиеся в частной собственности, принадлежат государству. Заблуждение относительно возможности занятия пустующих земельных участков без соответствующих документов приводит к тому, что такие граждане могут быть привлечены к административной ответственности. Согласно ст.7.1 КоАП РФ такие действия являются административным правонарушением, за которые предусматривается штраф (для граждан не менее 5 тысяч рублей).
Вопрос: Что значит использование земельного участка не по нецелевому назначению?
Ответ: Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Целевое назначение определяется приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Он содержит перечень видов целевого использования земельных участков и действия, которые разрешено на них проводить, а также детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения.
Под нецелевым использованием земельного надела подразумевается использование участка не в соответствии с установленными для него категорией и (или) видом разрешенного использования.
Вопрос: Как узнать назначение земли?
Ответ: Целевое предназначение земли указывается в Едином государственном реестре недвижимости.
В Управлении можно запросить выписку их Единого государственного реестра недвижимости, в которой содержатся необходимые сведения об объекте недвижимости.
Уточнить разрешенное использование своей земли можно и по кадастровому номеру на публичной кадастровой карте, размещенной онлайн на сайте Росреестра.
Вопрос: Чем грозит неисполнение предписания об устранении нарушений земельного законодательства?
Ответ: Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).