Обнинск нуждается ещё в одном специализированном саде-школе

Тема для обсуждения

Тему адаптации детей–инвалидов в условиях общеобразовательной школы затронули на недавнем заседании социального комитета Обнинского городского Собрания. К сожалению, по словам специалистов, число больных детей, нуждающихся в особых условиях, из года в год растет.

Много лет назад в нашей стране взяли курс на инклюзивное образование, когда дети с особенностями развития учатся вместе со своими здоровыми сверстниками. Такая модель воспитывает у одних сострадание и помогает в социализации других. Но нередко случаются ситуации, когда такое совместное сосуществование обременительно для обеих сторон.

Где найти помощников?

На сегодняшний день в обнинских школах обучается 374 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, 10 из которых – аутисты. Как объяснила начальник городского управления общего образования Татьяна Волнистова, нередко на уроках таких детей должны сопровождать тьюторы – помощники, которые будут помогать ребёнку и вовремя выводить его с урока. Ведь от потока информации и нахождения в коллективе устают такие дети быстро.

Есть определенные проблемы с поиском тьютора, так как этот институт в нашей стране на сегодняшний день ещё слабо развит, — не стала скрывать Волнистова. – Школы по-разному выходят из ситуации, привлекая в качестве ассистента учителя или дополнительно нагружая младший обслуживающий персонал.

О доступной среде в нашей стране начали говорить сравнительно недавно. И школы Обнинска, построенные в советский период, похвастаться безбарьерной средой вряд ли могут. Но у каждого образовательного учреждения есть специальный план по техническому переоснащению, который корректируется в зависимости от здоровья учеников.

— В этом году в детском саду «Дюймовочка» возникла необходимость открыть комбинированную группу, где будут находиться дети с расстройством опорно-двигательного аппарата. Летом мы отремонтировали там санузел, расширили дверные проемы, установили поручни и приобрели подъёмник, — отчиталась Татьяна Волнистова.

Когда уговоры не помогают

Но и это всего лишь вершина айсберга. Крамольную мысль не побоялся озвучить депутат Владимир Черкесов: а как живется вместе больным и здоровым детям? Ведь когда в классе находится ребёнок-инвалид, все внимание учителя сконцентрировано на нём. И тогда страдают другие ученики, которые могли бы осваивать более сложную программу.

Депутат отметил, что в советское время была сформирована система, помогающая ребёнку с особенностями развития не только осваивать программу, но и получать профессию, по которой он сможет работать в дальнейшей жизни. Правда жили эти дети в специализированных интернатах и со своими сверстниками, у которых нет проблем со здоровьем, мало пересекались.

Советская образовательная система разрушена, а новые правила позволяют чиновникам лишь вести беседы с родителями, уговаривая их перевести ребенка на индивидуальное обучение. Иногда  к консенсусу прийти не удаётся, и родители ставят на первый план социализацию. Понять их можно. Но результат получается плачевный —  страдает и сам ребенок, и его одноклассники.

Большинство обнинских школ не приспособлено для обучения больных детишек

Экс-директор школы №4, заместитель председателя горсобрания Владимир Светлаков высказал своё мнение – не все дети с особенностями развития должны обучаться в специализированных заведениях. Многие из них вполне могут учиться и в общеобразовательных школах, но для этого там должны быть созданы условия, а это невозможно в зданиях советской постройки. И тогда жизнь учеников, как больных, так и здоровых, превращается в ежедневную пытку.

— Наверное, при строительстве новых школ в блоках должны быть предусмотрены помещения для детей с особенностями развития, где будет и комната психологической разгрузки, другие специальные приспособления, аппаратура и специалисты должны быть. Ведь мы понимаем, что таких детей меньше не станет, — сказал Светлаков.

Хорошую тенденцию проследили в педагогическом сообществе города. Школа-сад №35 работает с больными ребятишками, обучая их коллективно. Поэтому этим детям намного проще адаптироваться, когда они переходят такой же группой в классы другой общеобразовательной школы.

Учитывая это, было бы целесообразно в ближайшие несколько лет запланировать строительство ещё одного сада-школы для таких ребятишек, чтобы помочь им влиться в общий поток, сделав этот процесс безболезненным для каждой из сторон.

Е.Никитина

Добавить комментарий