Олег Комиссар: «Основу экономики в Обнинске составляет научно-производственный комплекс»
В Законодательном Собрании Калужской области
Недавно Калужскую область посетила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель Образовательного центра «Сириус» и один из лидеров партийной пятерки «Единой России» Елена Шмелёва. Она побывала на строительной площадке кампуса Калужского филиала МГТУ им. Баумана и в Инновационно-технологическом центре обнинского филиала НИЯУ МИФИ.
В Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ состоялась пленарная сессия, во время которой Шмелёва познакомилась с научно-образовательным потенциалом Обнинска,опытом ведущего вуза в работе с талантливой молодёжью. В ходе пленарной сессии «Наука и гражданственность» руководитель рабочей группы по науке и технологиям Калужского Законодательного Собрания, заместитель генерального директора по науке и развитию ОНПП «Технология» Олег Комиссар рассказалоб актуальных вопросах подготовки кадров для предприятий научно-производственного комплекса.
Стратегия развития с опорой на инновации и науку
— Основу экономики в Обнинске составляет научно-производственный комплекс – научные предприятия и институты. В нашем городе работают три государственных научно-производственных центра из 45 действующих в Российской Федерации. Поэтому и кадры для таких предприятий нужны особые. Несколько лет назад мы выбрали стратегию развития нашего города с опорой на инновации и науку. Время показало, что эта стратегия была выбрана правильно. В частности, свидетельством этого является прошлый год: когда во всей стране наблюдался кризис производства, в нашем городе его не было. Ставка на науку даёт преимущество нашей городской экономике в каждом году.
Однако, как утверждает Олег Комиссар, научно-производственные предприятия столкнулись с определёнными трудностями при подготовке кадров. Обычный способ набора молодых специалистов стал давать сбои. Выпускники вузов, пришедшие на работу, в первые два года массово увольняются. Причём причиной увольнения становится не низкая зарплата, а то, что молодые люди выбирают «не свою» профессию. И понимают это, только придя на предприятие:
— Молодой специалист пошёл не по тому пути, оказывается, его интересует совершенно другое. Это говорит о необходимости ранней профориентации школьников. Выпускнику это поможет правильно выбрать профессию, а предприятиям – сократить издержки. Ведь молодому специалисту на предприятии два года платят зарплату, дают новые проекты, а он увольняется.
Ещё одна проблема, о которой говорил Олег Комиссар – недостаточная квалификация выпускников вузов, их неспособность заниматься наукой.
— Бывает так, что человек остаётся у нас на предприятии, хочет дальше развиваться, получать повышенную зарплату как научный работник. Но его квалификация как научного работника очень низка. Иногда оказывается и так, что у него вообще отсутствуют способности вести научные разработки. Не каждый человек, способный эффективно работать на производстве, может заниматься наукой. Учёный должен иметь определённые качества. На наш взгляд, задача научно-производственного комплекса – заниматься ранней профориентацией школьников. Нужно выявлять ещё в восьмом-девятом классах – способен ли школьник заниматься наукой. Дальше уже поздно, потому что старшеклассники уже определились и примерно видят своё будущее.
Поэтому, по мнению Олега Комиссара, необходимо построить систему взаимодействия научно-производственных предприятий со школами, ориентируясь на пятый-девятый классы.
Законодательная поддержка
Несколько лет назад вышел федеральный закон, согласно которому можно заключать персональные договоры-соглашения между родителями, вузом и предприятием, которое готово взять к себе на работу способного школьника после того, как он окончит институт.
— Предприятие теперь может выплачивать студенту стипендию, раньше такого права у нас не было. Да, предприятие тратит деньги, но зато потом молодой специалист три года гарантированно будет на нём работать. Это очень важно, потому что три года – это как раз тот порог, который переваливает за период увольнений. В первые два года молодому человеку трудно, ему хочется уволиться. А если мы его в этот период удержим, то дальше уже всё у него идёт нормально, — считает Олег Комиссар.
Склонность к занятиям наукой необходимо выявлять ещё в школе
Школьные научные конференции, которые проводятся последние несколько лет, помогают находить способных ребят. По результатам предметных олимпиад определить будущих учёных невозможно. Они показывают лишь знание предмета школьником, но не наличие склонности у него к тому или иному виду деятельности:
— В последние пять лет произошли серьёзнейшие изменения в школьном образовании. Прежде всего, это распределённые детские технопарки. Те федеральные деньги, которые вкладываются в эту инфраструктуру, имеют колоссальную отдачу. Сегодня школьники уже сами требуют профориентации. Обнинск сейчас находится на стадии, когда нужно сконцентрировать усилия не вообще на подготовке кадров для научной области, а на подготовке конкретных специалистов — именно для тех специальностей, которые необходимы для каждого конкретного предприятия.
Закрепление школ за предприятиями – помощь в ранней профориентации
Олег Комиссар рассказал, как в Обнинске проводится работа по профориентации со школьниками. За каждой школой закрепляется определённое предприятие, причём, подходящее научно-производственное учреждение школа выбирает самостоятельно:
— Например, школа № 4 выбрала своим профилирующим направлением композиционные материалы – то, чем занимается «Технология» – предприятие, где я работаю. Школьники узнают не только в теории, но и на практике, что такое керамика, композиты, их микроструктуру. Наше НПП всегда может предоставить образцы, дать школьникам начальную квалификацию. Такое взаимодействие отвечает общим интересам и помогает ребятам определиться с будущей профессией, ещё обучаясь в школе.
Но столь тесное взаимодействие со школами пока организовано не на всех городских предприятиях научно-производственного комплекса. Раз в год проводится День открытых дверей для школьников. Но этого недостаточно. Нужно готовить и специалистов, которые будут обучать детей, нужно восстановить институт наставничества. Эта работа очень непростая, но заниматься ею необходимо, и подвижки в этом направлении есть, сказал Олег Комиссар.
Восстановить структуру среднего профессионального образования
Елена Шмелёва подчеркнула, что модель взаимодействия школ и предприятий, о которой рассказал Олег Комиссар, уже показала свою состоятельность и результативность. По её мнению, в настоящее время уже нужно идти дальше и создавать модульные программы, не закреплённые за школами.
— Ведь если ребёнок учится в школе, не закреплённой за определённым предприятием, у него тоже должна быть возможность заниматься интересующим его направлением. Необходимо, чтобы предприятия были всё более и более открытыми, создавали на своей базе научно-производственные площадки, привлекали участников всех уровней образования, в том числе школьных учителей. У вас в Обнинске работает структура среднего профессионального образование, это правильно. Совместное её использование — это инструмент, который надо доводить до абсолюта, вовлекать туда всё больше участников, открывать всё новые направления, – уверена Елена Шмелёва.
Напомним, что Олег Комиссар возглавляет рабочую группу по науке и технологиям, созданную в этом году в областном Законодательном Собрании. В её составе — депутаты Заксобрания, представители региональных профильных министерств, руководители предприятий научно-промышленного комплекса региона.
10 сентября в Обнинске на базе НПО «Тайфун» пройдёт уже второе заседание группы на тему: «Выдвижение и обсуждение предложений по мерам поддержки науки в Калужской области». Там будет обсуждаться в том числе и вопрос взаимодействия школ и предприятий.
Е.Карасёва