Ольга Кармазина: «Музыка — это удовольствие!»
Международный день музыки ежегодно отмечается во всём мире первого октября. А следом за ним (пятого октября) идёт День учителя. Сегодня мы решили «объединить» эти праздники в одном материале. Знакомьтесь: Ольга Дмитриевна Кармазина. 55 лет она проработала учителем музыки по классу фортепиано в обнинской музыкальной школе №2.
Зачем ребёнку музыкальная школа
— Мы все знаем, что в системе общего образования в 21 веке произошли большие изменения. И многие считают, что далеко не к лучшему. А изменилось ли обучение музыке с советских времён?
— У нас с тех лет практически лучшая в мире система обучения в музыкальных школах. И тут, к счастью, абсолютно ничего не поменялось. Начиная с экзаменов, которые были ещё тогда, когда мы поступали в музыкальные школы. И сейчас эти экзамены тоже есть, хотя, по моему глубокому убеждению, — они уже не нужны. Конечно, экзамены – это определенный опыт для детей и родителей, но и большой стресс. Тем более что на вступительных экзаменах они практически все плохо поют. У меня был один парнишка, которых мы называем «гудошники», — они не только в ноты не попадают, но ещё и слова плохо произносят. Так вот, когда я его попросила не спеть, а просвистеть мелодию, он это сделал идеально! Я думаю, надо брать всех детей, которые приходят. Да, сейчас практически так и происходит.
— Собственно, дети и приходят к вам затем, чтобы их научили. Но зачем вообще ребёнку музыкальная школа, особенно в современных условиях? Ведь очень мало кто из них профессионально связывает свою жизнь с музыкой?
— Знаете, если подумать: какое место занимает музыка в нашей жизни? Это же одно из удовольствий! Ведь жизнь состоит не только из обязанностей – работы, учёбы и так далее. Должны быть и удовольствия. И музыка – одно из них. И чтобы удовольствие было полнее – нужно этому научиться. Это касается любого удовольствия: чем человек более подготовлен, тем полнее наслаждение!
Денег будет мало, а наслаждения много!
— Ольга Дмитриевна, вы «пришли в музыку» в детстве? Охотно или нет? Обучали ли музыке своих детей?
— Я безумно благодарна родителям, которые всё-таки заставили меня (а они заставляли!) выучиться музыке, потому что теперь я иногда получаю фантастическое наслаждение от музыки. Дочь выучили играть на флейте – и очень, по-моему, неплохо. А с сыном я не смогла совладать. Он настолько не хотел учиться, что в качестве аргумента говорил даже: «У меня пятки болят!». А я тогда считала, что не нужно заставлять ребёнка заниматься, если он не хочет. Но своих двоих детей – моих внуков – сын все-таки «отдал на музыку», и внучка играла и на флейте, и на бас-гитаре, и на фортепиано, и на контрабасе пробовала, не говоря уже о синтезаторе. И даже поучилась в консерватории, но примерно через год — бросила. Возможно потому, что ей учительница сказала «Денег будет мало…».
— А вас в свое время это не испугало?
— Я жила в Советском Союзе. Тогда все зарабатывали примерно одинаково. Мы были все равны, и не на словах, а на деле. Настолько равны, что нас – педагогов-музыкантов, как и сотрудников НИИ, и всех прочих горожан отправляли в колхоз «на картошку».
— Музыкантов? А как же «музыкальные пальцы», которые надо беречь?
— По поводу пальцев тогдашний председатель обнинского горисполкома Нина Антоненко сказала очень определённо: «Без музыки мы проживем, а вот без картошки – нет!»…
Отчисляют ли из музыкальной школы
— Сейчас в тренде цифровые технологии. Стало ли в связи с этим меньше учеников в музыкальной школе?
— Слава богу – нет! Люди приходят и приводят своих детей вне зависимости от их способностей. Люди разные, и дети разные. Есть и дети граждан, для которых русский язык неродной. Они тоже хотят, чтобы их дети получали музыкальное образование, приобщались к русской и мировой культуре. И правильно делают!
— А если сравнивать с советскими временами – больше ли стало детей талантливых или наоборот?
— Я бы сказала, что в общей массе ребята остались на прежнем уровне. Но вот те, которые у нас считались совсем плохими, безнадёжными учениками, их, к сожалению, стало больше. Конечно, успеваемость во многом зависит от педагога. А ещё от родителей, от их помощи — она необходима так же, как и в обычной школе. Я помню, как со мною мама сидела и рисовала скрипичный ключ, изучала на какой линейке — какая нотка должна быть.
— А могут ученика из музыкальной школы отчислить – за неуспеваемость, плохое поведение или профнепригодность, например?
— Такого практически не бывает. Не отчисляют даже за неуплату. Кстати, обучение в музыкальной школе всегда было платным, даже в «бесплатные» советские времена.
В музыке главное – мелодия
— Какую музыку вы любите и считаете хорошей?
— Из классики это Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин, Чайковский, конечно. Что касается западных композиторов, эпоха барокко вся мне по душе. А из более поздних — Моцарт и Бетховен. А если говорить о современной музыке, то я воспитана на джазе, и мое развитие, наверное, остановилось на 1960-70х годах. Из зарубежных групп 20 века я считаю мастерами, уже практически ставшими классикой – это The Beatles и Queen. Sting тоже нравится. Тяжелый рок я не могу долго слушать — он меня тревожит. Из более современных мне нравится группа Ума Турман (Uma2rman). Вообще, я считаю, что в музыке главное – мелодия.
— А к рэпу как относитесь?
— Иногда, если вдруг попадается на ТВ, слушаю с интересом, потому что это не только музыка, но ещё и зрелище.
— Есть ли у вас ученик, успехами которого вы гордитесь?
— Есть. Это как раз тот самый мальчик, который на экзамене плохо спел, но безукоризненно просвистел мелодию. Его зовут Константин Ширяев. Он не стал профессиональным музыкантом, у него техническое образование, но он пишет музыку – песни и романсы. И они вошли в репертуар, как любителей, так и профессионалов.
Беседовала В.Смазнова