Перебирая негативы

Уже сейчас такой заголовок звучит архаично. А скоро, наверное, слово «негатив» останется только в переносном значении, и его изначальный – фотографический — смысл окончательно уйдёт в историю.

Кино не убило театр, и телевидение не заменило кинематограф, но вот цифровые технологии основательно покалечили искусство аналоговой чёрно-белой фотографии, изобретённой французами Жозефом Нисефором Ньепсом и Луи Жаком Дагером ещё в первой половине XIX века.

Сегодня даже владелец простенького смартфона самому себе представляется крутым фотографом, а уж обладатель дорогого полнокадрового «цифровика» чувствует себя королём светописи. Экспозиция, диафрагма, фокусировка, резкость на такой камере устанавливаются автоматически, поэтому участие автора в создании фотографии минимальное – достаточно факта присутствия при событии. О композиции, ракурсе, направлении света он уже не задумывается.

Аналоговая же, особенно чёрно-белая фотография, требовала прямого творческого участия автора. А основное чудо творилось в фотолаборатории при красном свете фонаря. Там фотограф мог для выразительности жёстко «резануть» кадр, «завалить горизонт», предельно усилить или ослабить контрастность, подвергнуть отпечаток соляризации или плёнку — «голодному» проявлению.

Конечно, сегодня всё это (и многое другое) можно легко сделать с помощью фотошопа, но большинство владельцев цифровых фотоаппаратов просто полагаются на умную автоматику. И правильно, наверное, делают, ибо владение фотошопом требует особых навыков, это тоже стало искусством.

Но у старой чёрно-белой фотографии — своя эстетика, свои выразительные средства. Такие снимки, как хороший рассказ, оставляют нам свободу домыслить событие, развить ситуацию, характеры. У них своё «энергетическое поле»…

Эти несколько архивных фотографий, которые мы публикуем сегодня, объединяет простая тема: весна, ожидание любви, рождение человека, детство, семья. Моменты, которые мы помним всю жизнь. Такие снимки ещё раз напоминают нам, что меняются моды, технологии и термины, но главное остаётся неизменным – счастье и память о нём не бывают «цифровые» или «аналоговые»…

В.Хмелёв

фото автора

Добавить комментарий