Размах творческой мысли

На днях мы уже сообщали об успешном участии в XI фестивале «Тульские крылья» обнинского авиамоделиста Андрея Федоренко. Он представил самую большую в мире модель самолёта 1914 года «Илья Муромец» («ИМ») с размахом крыльев шесть метров. Сегодня мы попросили Андрея подробно рассказать о своём хобби и этом замечательном проекте.

— Андрей, как давно вы увлекаетесь авиамоделизмом?

— Вот уже более 45 лет из 57 прожитых и останавливаться пока не собираюсь.

— Вы ведь и по профессии специалист именно в сфере авиации?

— Да, по образованию я — авиационный инженер, заканчивал Днепропетровский физтех, инженер-механик по летательным аппаратам. В своё время в СКБ вуза участвовал в создании лёгких самолётов и занимался авиамодельным спортом, а именно — кордовыми пилотажными моделями. В начале 80-х годов выполнил норматив кандидата в мастера спорта СССР.

С 1985 года мы с женой жили в Тольятти. Я работал на АвтоВАЗе, занимался инженерной графикой, проектировал автомобили. Трёхмерное моделирование, ЧПУ-обработка – вот та специализация, которой занимаюсь уже 35 лет.

После распада Советского Союза мы некоторое время жили на Украине, но затем вернулись в Россию. Сейчас работаю на обнинском НПО «Технология» инженером-технологом. Занимаюсь трёхмерным моделированием, подготовкой программ для станков с ЧПУ, но уже в области большой авиации.

Авиамоделизмом занимался всегда. Основное направление – радиоуправляемые модели копии самолетов. В основном, это большие модели размахом два и более метра, которые участвуют в соревнованиях и различных авиа фестивалях.

— Какой конкретной моделью занимаетесь сейчас?

— В 2008 году я начал проект модели копии самолета «Илья Муромец» с размахом крыльев три метра, в масштабе 1/10. Это был первый в мире четырехмоторный бомбардировщик, сконструированный И.Сикорским.

Игорь Иванович Сикорский – патриарх русского авиастроения. В 1913 году он построил первый в мире многомоторный самолёт – «Русский Витязь».
А уже через год полетел «Илья Муромец» — стратегический бомбардировщик. Этот самолёт дал основу всей русской бомбардировочной авиации.

В честь первого полета «Муромца» и создания Эскадры Воздушных Кораблей (ЭВК) 23 декабря отмечается День дальней авиации России. За годы Первой мировой войны было сделано около 80 самолётов типа «ИМ».

— А что стало первоначальным толчком для этой работы?

— Во-первых, этот воздушный корабль, а конкретно, тип В, №150, знаменит своей боевой историей. Он совершил наибольшее количество эффективных боевых вылетов.

Во-вторых, он интересен нестандартной аэродинамической схемой, с запредельно задней центровкой и несущим стабилизатором.

Чертежей на самолет практически нет. Существуют некоторые схемы и архивные фотографии. На основе этой скудной информации необходимо было воссоздать виртуальную, трехмерную компьютерную модель самолета и уже на основе её разработать чертежную документацию для постройки.

Конструктивно модель полностью повторяет прототип и изготовлена из тех же материалов. Это сосна, авиационная фанера, ткань, эмалит.

Имеет размах три метра, взлетный вес 6,5 кг.

На модели «ИМ» четыре полетных двигателя-электромотора, а сверху на каждом ставится макет бензинового двигателя прототипа.

На самолётах в 1914 году стояли двигатели разных производств, в частности, немецкие «Argus».

— Когда же он полетел впервые?

— В августе 2008 года модель успешно совершила первый полёт в Харькове на аэродроме Коротич. Затем модель участвовала во многих чемпионатах, авиа шоу, показательных полётах. Всего было произведено более 50 полётов.

В 2013 году модель потерпела аварию и несколько лет не эксплуатировалась. В 2018 году мы с женой Ириной её реконструировали. Модель получила новый фюзеляж и обшивку. С большим успехом она участвовала в десятом, юбилейном, авиамодельном фестивале «Тульские крылья-2018». Началась новая летная жизнь модели.

— Что такое фестиваль «Тульские крылья»?

— По сути, этот фестиваль можно назвать «авиамодельным МАКСом». В нём принимают участие моделисты из разных городов России разных возрастов. В заключительном авиа шоу этого фестиваля участвуют лучшие пилоты – показывают самые эффектные полёты с музыкальным и пиротехническим сопровождением.

Кстати, ведёт шоу Александр Маковецкий – официальный ведущий МАКСа.

В этом году на фестивале были представлены реактивные модели копии современных истребителей Як-130, Миг-29, Су-57, Миг -27, Миг-21, Hawk и другие. Вертолеты с турбореактивными двигателями: Ми-24, Во-105. Много было моделей авиалайнеров, самолетов Второй мировой войны, пилотажных самолетов.

Модель «Илья Муромец» всегда вызывает особый интерес, как яркий представитель авиации начала 20 века.

— И как продолжалась эта история?

— В 2017 году мы с женой Ириной начали проект «Ильи Муромца», только в два раза больше, в масштабе 1/5, с размахом крыла шесть метров. Модель в этом масштабе выполнена ещё более детально. По крупицам, из различных источников был восстановлен облик моторов «ARGUS» в виде трёхмерной компьютерной модели и потом досконально воспроизведен в материале.

Модель была подготовлена к полетам буквально перед фестивалем. Основная цель была поднять в воздух «ИМ» на хорошей взлетной полосе аэродрома в рамках фестиваля.

В Туле, в первый день фестиваля, после многочасовой сборки, шестиметровый «Илья Муромец», взлетным весом 21 кг, впервые поднялся в воздух и совершил успешно два тестовых полета. Была получена уникальная информация о поведении модели в полете. Она бесценна для дальнейшей доводки модели, так как модель обладает огромным количеством технических рисков.

На второй день, на авиа шоу модель была выставлена в рамках статичной экспозиции и состоялась её торжественная «выкатка» и презентация перед зрителями, которых было около 10 тысяч человек.

— Какие ещё были интересные модели на фестивале?

— Еще одной премьерой фестиваля была модель-копия СУ-57, новейшего истребителя пятого поколения. Эта модель, как и «Ильи Муромца», выполнена в масштабе 1:5. Имеет взлетный вес 36 кг, оборудована двумя турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги. Модель создана клубом «RusJet», а пилотировал ее Виталий Робертус – неоднократный чемпион мира по реактивным копиям.

Интересна фотография этих двух моделей копий самолётов, показывающая грандиозный скачок в развитии авиации и технологий за столетие.

Для нас это только начало жизни модели «ИМ». Дальше она будет дорабатываться по результатам первых испытаний, прорабатываться интерьер салона и кабины пилота. Будут манекены пилота, экипажа, «сброс» бомб. Воздушный корабль будет искусственно состариваться до облика фронтового бомбардировщика.

— А кроме богатыря «Ильи» раньше над чем вы работали?

— Кроме «Ильи Муромца» сделано и делается много других моделей. За 45 лет их уже создано более 600. Авиамодели классифицируются по разным категориям: модели-копии, экспериментальные, пилотажные, для боя, планера и т.д. Но в приоритете – радиоуправляемые модели-копии.

Например, у нас была копия немецкого триплана «Красный барон» — истребителя Первой мировой войны. Эта модель тоже была сделана большая, масштабом 1:4, весом около 10 кг, размах крыла около двух метров. Успешно выступала на авиа шоу. Была модель японского транспортного самолёта «Кавасаки», модели истребителей ЯК-3, Ла-5, Ла-7, Миг-3. Модели самолетов АИР-1, АИР-5, АИР-6 (самолёты Яковлева 30-х годов). Все сложно перечислить.

А работа над проектом «Илья Муромец» продолжается уже более 10 лет.

— Что-то ещё планируете особенное?

— Возможно, обратимся и к более старому самолёту Сикорского «Русский Витязь», с которого начиналась вся тяжёлая авиация. Самолёт этот старше и архаичнее «ИМ», тем и интереснее.

Одно из главных моих желаний сейчас – это пропагандировать историю российской авиации. Меня привлекают отечественные исторические проекты. Среди проектов моделей был самолет ТБ-1, размахом 3.5 метра — первый бомбардировщик Туполева. Он не был доведён до конца по ряду причин, но это тоже один из исторических проектов.
Есть идея создать летающий музей моделей копий наших самых знаменитых самолётов, чтобы они летали и участвовали в различных авиа шоу. Идея остаётся, модели создаются, и отойти от этого любимого дела невозможно.

Андрей Федоренко и его жена Ирина третий год занимаются сложной и требующей большого труда моделью «Муромца» с шестиметровым размахом крыльев. Как сказала Ирина, в этой нелёгкой работе одних только миниатюрных гвоздиков для крепления накладок обшивки она забила 6,5 тысяч.

В полуподвале на улице Блохинцева уже много десятилетий работает клуб авиамоделистов. Сюда приходят юные любители авиации, и с ними занимаются взрослые. Дело продолжается. Достижения налицо.

Беседовал В.Шапошников
фото из архива А.Федоренко

Добавить комментарий