Ровесники

Обнинску исполнилось 66 лет. В этом номере мы решили рассказать о его ровесниках. О тех людях, для кого город по-настоящему родной. Тех, что появились здесь на свет, ходили в один и тот же детский садик, сидели за соседними партами и, повзрослев, бегали на одну танцплощадку в старом парке.

В 1973 году вторая школа (которая теперь Гимназия) выпустила два десятых класса, соответственно, «А» и «Б». Этим выпускникам сейчас столько лет, сколько и Обнинску, большинство уже бабушки и дедушки. Судьбы, конечно, у них сложились по-разному, но они до сих пор удивительно дружны. Причём оба класса собираются вместе – и на традиционные февральские вечера встреч и просто так, без особого повода.

Какими были обнинцы в 60-х, 70-х, как изменился город за прошедшие годы, — об этом наш разговор с одноклассниками — ровесниками города. Но первое слово их учителю.

Галина Андреевна Симонова, заслуженный учитель РСФСР, педагог с 60-летним стажем, математик, работала в школах №№2 и 9, 31 год руководила школой №11:

— Так получилось, что все эти ребята считают меня «своей». Я выпускала 10 «А», а в другом классе вела математику. Но в нём постоянно менялись классные руководители, так что и этих учеников приходилосьвоспитывать мне. Они были очень разными, ведь у любого класса есть свой «характер». В 10 «А» были сильные ребята, собранные, целеустремлённые, но всё-таки каждый сам по себе. А 10 «Б» — весёлый, хулиганистый, но очень дружный. И при этом к концу учёбы они все стали настоящими друзьями и не теряют эту связь вот уже почти полвека.

Я тогда и сама ещё училась педагогике. Но уже понимала, что первых нужно объединить каким-то общим делом. В Обнинске тогда только открылась ФТШ — физико-техническая школа и я всех отправила туда в математический класс. А вот ребята из второго класса объединились сами, наверное, «не от хорошей жизни», как говорится. Потому что ими просто некому было заниматься, не было настоящего классного руководства. Они были настоящими заводилами, организаторами всех школьных вечеров. Например, Алексей Вьюнников, поэт, певец — он и потом стал «душой» обнинских туристических слётов.

Кстати, уже тогда можно было догадываться, как у кого сложится будущая карьера. Серёжа Старков, он с золотой медалью окончил школу, сейчас учёный — доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой в ИАТЭ. На уроках он для меня был «барометром»: нахмурился, значит, я что-то не так объясняю, улыбается – всё в порядке, ему интересно. Или Володя Троянов – теперь тоже доктор, только технических наук, научный руководитель направления в ФЭИ. Он и в юности очень серьёзный парень был. Помню, после урока бывало, так потянется: «Как хорошо сегодня поработали!».

Из тех моих выпускников немало хороших учёных и инженеров вышло: Володя Зинченко, Сергей Лебедев, Сергей Ламанов, Борис Потапов, Андрей Чеповский, Ира Полосухина. Среди них и хорошие журналисты и филологи: Володя Бойко, Лидия Кирюшкина, Люда Барицкая, Надя Коршикова. Офицеры МВД Игорь Смелов и Сергей Заточный. Жена Сергея, кстати, знаменитая писательница, автор детективов Александра Маринина, создатель полюбившегося россиянам образа следователя Насти Каменской. Лида Кирюшкина и Таня Номофилова стали педагогами, одна русский язык преподаёт, другая – музыкант, учит детей играть на фортепиано. Ольга Орлова – разработчик учебных мультимедийных пособий по английскому языку для школ. Я всеми ими горжусь.

Обнинск, конечно, очень изменился с тех давних пор. Город вырос — во всех смыслах. Посмотрите, сколько многоэтажек построены за Домом учёных и далее – уже на бывшей боровской земле. И это хорошо, это естественный процесс развития. Но многие окна в этих микрорайонах остаются тёмными, квартиры ждут покупателей, а молодёжь залезает в долги, берёт ипотечные кредиты и думает по большей части о том, как заработать побольше, чтобы расплатиться.

Печально и то, как изменилась сегодня школа. Слишком много бюрократии, стандартизации, формализма. Я как-то сказала одной учительнице, «что-то ваши дети расшумелись», а она в ответ: «Галина Андреевна, дети у меня дома, а здесь на работе – просто ученики». Для меня и коллег из моего поколения школа была не работой, а служением…

Михаил Клемышев, выпускник 10 «А» класса, в прошлом инженер-физик, сейчас работает оценщиком:

— Школа наших лет и школа сегодняшняя — совершенно разные. И это, конечно, не только в Обнинске. Кардинально изменилось общество, и школа отражает эти изменения. Отношение к учёбе, к оценкам всё-таки формируется в семье. А большинство родителей сегодняшних учеников — это дети 80-х — 90-х годов, то самое «потерянное поколение», которое формировалось в тогдашних условиях безвременья, когда главной заботой было «выбиться в люди» и заработать. И сейчас для них эти приоритеты на первом месте, а их дети оказались в условиях всё более углубляющегося расслоения общества.

Мы были разными, но равными. А теперь есть школы элитные (какой, кстати, стала и наша вторая, нынешняя Гимназия) и те, что «второго сорта», где складываются совсем иные отношения в классах — как в армии или на зоне. Учителям в большинстве нет дела до того, какими людьми вырастут эти ребята, они поставлены в условия «стандартизации» всего и вся, у них просто не остаётся времени для настоящей педагогической работы.

В Обнинске все эти негативные процессы заметны уже давно. Прежде всего, в науке – той области, где настоящий успех всегда мерялся не только достижением материального благополучия, выходом на рынки сбыта и объёмами продаж.

Александра Карталинская, выпускница 10 «А» класса, юрист:

— Почему наши ребята дружат столько лет? Наверное, потому, что мы были воспитаны совсем по-другому, росли в совершенно другой среде. Для нас по-прежнему важна «роскошь общения», нам важно посмотреть друг другу в глаза.

Каждое следующее поколение непохоже на предыдущее. Это аксиома. Это нормально, так было всегда. А всё-таки жаль, что сегодняшние дети так разобщены, что они всё больше уходят в виртуальное пространство, что мало играют вместе во дворах в общие игры, где «один за всех и все за одного», где воспитывается прекрасное качество взаимопомощи. Вообще, доброты в нашем обществе сейчас очень не хватает, а это основа человеческих взаимоотношений. Ну, не может быть дружбы, в которой присутствует зависть, корысть, жестокость – это абсурд, я такого не понимаю…

Владимир Бойко,выпускник 10 «Б» класса, журналист, переводчик:

— Самое интересное время Обнинска? Тут такое парадоксальное, но вполне объяснимое несовпадение: лично для меня самым интересным оказалось время самое неинтересное для города. Недолгий «золотой век» пришёлся на шестидесятые годы. Но для меня, как и для любого человека, самая сладкая пора – юность, когда всё бывает впервые, взахлёб, по-настоящему. И для меня это семидесятые – я, можно сказать, типичный «семидесятник». А для нашего города то десятилетие, особенно первая его половина, было временем безвременья, выхолащивания, агрессивного отрицания предыдущей сущности Обнинска.

Любимое место? «Старый город», конечно. Для меня это и есть настоящий Обнинск, а всё остальное – слегка «не всамделешное». Можно воспринимать этот район как единое целое, можно и отдельные заветные уголки выделять. Примыкающие к нашей школе просторные дворы, поросшие яблонями, оставшимися от большого сада, который ещё до строительства школы разбила здесь легендарная первая озеленительница Обнинска Стефания Кудрявцева. Если существует то, что называют «малой родиной», то для меня она находится как раз в этих местах.

Что бы хотелось изменить в Обнинске сегодня? Хочется, чтобы Обнинск обрел новое лицо, мотивирующую сверхзадачу. Как «город мирного атома» он себя давно исчерпал, бесконечно повторяемая самохвалебная мантра «первый наукоград России» скорее раздражает или смешит, чем вдохновляет. Жаль, если под эту сурдинку так и превратимся в спальный придаток Ворсинской промзоны или Новой Москвы. Нужна внятная стратегия, нужны новые решения – сильные и, возможно, неожиданные, рискованные. И ещё — городу неплохо бы осознавать и выдерживать разумные пределы роста. Конечно, того идеального, на мой взгляд, Обнинска, который насчитывает 60-70 тысяч жителей, уже не будет никогда. Но «бессмысленная и беспощадная», колониальная по сути, многоэтажная точечная застройка, особенно в старых районах, – вот большая беда и большая боль, за которую потомки нам точно спасибо не скажут.

Городу и горожанам хотелось бы пожелать достоинства, процветания, гармонии, уюта. А мы с одноклассниками уже незаметно достигли того возраста, когда желать надо прежде всего здоровья. Давайте, ребята и девчонки, помнить друг друга, школу и наших учителей. И чаще встречаться, конечно.

Подготовил В.Хлыстов

фото автора и из архивов Г.А.Симоновой и выпускников 1973 года — 10 «А» и 10 «Б» второй обнинской школы.