С музыкой по жизни

Культура

Наш сегодняшний собеседник — известный обнинский музыкант и педагог Николай Никольский. Он преподаёт в Детской школе искусств №2, а ещё с юных лет играет в духовых оркестрах — раньше в военном, теперь в городском. Недавно Николай Августович отметил семидесятилетие, но продолжает свою творческую и педагогическую деятельность.

 — Николай Августович, как и где началась ваша музыкальная карьера?

— Я окончил музыкальное училище в Калуге. А началось увлечение музыкой ещё в интернате, где я провёл школьные годы. Один преподаватель, который тогда руководил у нас духовым оркестром, заприметил меня, и позвал к себе на педагогическую практику. И пообещал взять после этого в училище, если оправдаю его ожидания. Он и предложил мне играть на кларнете. Инструмент мне понравился, получалось неплохо, и после успешной педпрактики меня зачислили в училище.

После училища я попал в Обнинск на срочную армейскую службу, в военный оркестр стройбата. Здесь прослужил два года, а после вернулся назад в Калугу. Там в это время создавался городской духовой оркестр, куда я и поступил. Кстати, в этом коллективе я познакомился со своей будущей женой, Галиной Александровной, она флейтистка.

— А почему потом вы вернулись в Обнинск?

— Причина простая – «квартирный вопрос». В Калуге в то время в этом отношении никаких перспектив не было. А в Обнинске, который тогда бурно развивался, у меня была возможность, вернувшись в армейский строй, получить жильё. И в 1974 году я поступил в военный оркестр, теперь уже на сверхсрочную службу.

— Но ведь вы ещё продолжили учебу?

— Да, но сначала моя жена начала учиться на заочном отделении в Казанской консерватории. Я тоже начал потихоньку готовиться к поступлению. И через год отправился в консерваторию в Горький (который теперь снова Нижний Новгород). И тоже поступил на заочное отделение. Учиться было нелегко, потому что вскоре у нас родилась дочь, а мы ведь ещё и много работали. Но нам очень помогала тогда бабушка, моя тёща. После окончания учёбы мы получили сначала комнату в общежитии, а потом и отдельную квартиру.  Меня пригласили работать преподавателем в обнинскую первую музыкальную школу. Супруга тоже преподает музыку, сначала она работала в Балабанове, а потом вместе со мной в ДМШ №1.

Когда обнинский стройбат стал разваливаться и дела только ухудшались, я поехал поработать на Северный флот. Меня «сманил» туда один мой друг-музыкант, пообещавший хорошие финансовые перспективы. Прослужил я там год и вернулся назад, а здесь в это время как раз набирали штат музыкантов моряки-подводники. В Обнинск перевели военный оркестр из гарнизона города Палдиски, и к нему присоединились почти все музыканты-стройбатовцы. А в 1994 году я пришел в музыкальную школу №2, где работаю и по сей день. Преподаю игру на кларнете и на саксофоне.

— Ваша дочь ведь тоже стала музыкантом?

— Да, она пошла по нашим стопам, только выбрала фортепиано. Окончила обнинскую музыкальную школу, потом училась в Калуге. Сейчас работает преподавателем в Детской школе искусств №2. У меня внук и три внучки, одна из них тоже уже окончила музыкальную школу по классу фортепиано.

— Получается, что у вас дома одновременно репетировали несколько музыкантов с разными инструментами. Как реагировали на это ваши соседи? Не возмущались?

— Нет, соседи нам к счастью попадались хорошие, спокойные. Да и у них ведь тоже не всегда тихо – то ремонт, то собаки лают. Впрочем, не обходилось и без конфликтов, но как-то мы их всегда вместе решали, приходили к обоюдному согласию.

— Дети в «музыкалку» приходят разные? Нелегко работать в школе?

— Одним словом здесь не ответишь, легко или трудно. Бывают талантливые, старательные ученики, которые со всем успешно справляются и достигают высот. Среди моих воспитанников много лауреатов различных конкурсов. А бывают очень слабые дети, но все равно с ними работаешь, находишь какой-то подход. Я никого не отчисляю. Но бывает, что уже и сами родители видят, что ребенок не тянет учебу, и забирают его. У нас есть разные образовательные программы — полегче и посложнее. Иногда, если не справляется ученик, переводим его на программу попроще.

— Правда ли, что детям рекомендуют играть на духовых инструментах, потому что это развивает легкие, и ребенок меньше болеет?

— Да, это действительно так, как говорится, «медицинский факт» — врачи советуют духовые инструменты как профилактику заболеваний легких и дыхательных путей. Мы, музыканты, иногда посмеиваемся над этим, говорим, что у нас не только занятия, но и лечебные процедуры, как в санатории. Приходят ребята, осваивают инструмент, учатся музыке, и для здоровья пользу получают.

— Среди ваших учеников больше девочек или мальчиков?

— На кларнет приходят учиться больше мальчишки. Девочки, как правило, выбирают флейту. Но вообще я хочу сказать, что сейчас женщины всё больше «завоевывают» духовые инструменты. Выбирают не только более привычные для них кларнет, гобой, фагот, но играют и на трубах, и на тромбонах, которые всегда были «мужскими» инструментами.

— Вы педагог с большим опытом. Как считаете, нынешние ученики чем-то отличаются от предыдущих поколений?

— У современных школьников очень много сопутствующих занятий – различные секции, кружки, языковые курсы. Живут они очень разнообразно и активно. И занятия музыкой в наше время воспринимаются детьми, как малая часть их насыщенной жизни, в которой много развлечений. Но, разумеется, и сейчас всегда есть ученики, относящиеся к музыке очень ответственно. Кто хочет заниматься, тот занимается.

— А приходилось ли вам обучать взрослых?

— Да, бывало. Но взрослых людей «с нуля» научить музыке очень трудно. Все-таки, по моему мнению, надо начинать это ещё в раннем детстве, ведь правильно говорят, что учиться всему надо до 25 лет. Детский мозг всё очень быстро схватывает, воспринимает и запоминает.

— Расскажите немного и своей работе в оркестре.

— Наш оркестр раньше относился к обнинскому Учебному центру ВМФ, но не так давно его расформировали, и он перешел «под крыло» Дома культуры ФЭИ. Что самое главное, наш прекрасный сложившийся коллектив сохранился, все квалифицированные музыканты, с хорошим образованием, с опытом выступлений. Музыку мы играем самую разнообразную. Не только духовую традиционную – вальсы, марши, фокстроты, но и джазовые, классические симфонические произведения, эстрадную музыку. Ну и, конечно, то, что называется «служебно-строевой репертуар» – то, что исполняется на ходу на маршах, парадах. Сейчас заметна тенденция (не только у нас в стране, но и по всему миру) – духовые оркестры все больше расширяют свои репертуарные рамки. Есть очень много самых разных интересных произведений. Мы участвуем во многих городских мероприятиях, концертах, фестивалях.

О педагоге Николае Никольском мы попросили сказать несколько слов руководителя обнинской Детской школы искусств №2 Светлану Курдееву:

— Николай Августович – наш прекрасный учитель. Кроме непосредственно преподавательской деятельности, он много выступает на концертах у нас в школе — и с сольными произведениями, и в ансамблях с учениками. Он талантлив и успешен и как преподаватель, и как музыкант! А эти два качества, кстати, не всегда сходятся – когда человек умеет и сам хорошо играет, и одновременно умеет хорошо учить других. У него как раз есть вот это счастливое сочетание талантов.

У Николая Августовича всегда было много учеников. И среди них всегда есть те, которые показывают отличные результаты. Его ребята выступают на конкурсах и фестивалях, и никогда не возвращаются без призовых мест, дипломов. Он умеет удачно подобрать для каждого программу, чтобы она была выигрышной, умеет добиться качественного исполнения, «зажечь» ученика так, чтобы ребенок сам захотел это сыграть, и сыграть лучше всех. Вообще, ребят у нас на духовом отделении занимается немало. Но тех, кто постоянно принимает участие в конкурсах, всего несколько человек. И многие из них – это как раз ученики Николая Августовича Никольского. Например, в течение двух последних лет лауреатами и дипломантами нескольких конкурсов становились его ученики Роман Варицкий (саксофон), Артем Колунов (кларнет), Тимофей Елизаров (кларнет).

Отмечу, что каждый год при наборе первоклассников всегда есть желающие попасть именно к Николаю Августовичу. И заявлений к нему, как правило, подается больше, чем есть свободных мест. Бывает даже, что родители готовы подождать год и отдать ребенка учиться позже, чтобы попасть именно к Никольскому. То есть, это один из тех преподавателей, к которому есть конкурс среди желающих у него заниматься. Многие ученики Николая Августовича после окончания нашей школы пошли учиться дальше, выбрав музыку своей профессией.

Беседовала Н.Юдина

фото автора и из архива Н.Никольского

Добавить комментарий