Скорость под контролем
Будущие электропоезда для высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России будут оборудованы системами автоматического управления.
Первый российский высокоскоростной электропоезд разрабатывается совместно РЖД и группой «Синара». Он будет оснащён цифровой системой управления и автопилотом, а также будут использованы новые технологии производства, конструкции и материалы.
В настоящее время эскизный проект поезда завершён, дальнейшая разработка продолжается. Производство первых элементов поездов для ВСМ начнется уже в 2024 году. Поезда будут состоять из восьми или 16 вагонов с четырьмя классами обслуживания и вагоном-бистро с баром.
Для поезда из восьми вагонов предусмотрено 454 пассажирских места: один вагон первого класса на 21 место, два вагона бизнес-класса, два стандартных и четыре вагона класса комфорт.
Максимальная скорость поезда будет достигать 400 км/ч, рабочая скорость — 360 км/ч. Сборка первого образца запланирована на 2026 год, получение сертификата — на 2028 год. До 2030 года планируется поставить 43 таких поезда для ВСМ Москва — Санкт-Петербург.
15 апреля ОАО РЖД и АО «Уральские локомотивы» (входит в «Синара—Транспортные машины», СТМ) подписали договор на изготовление, сертификацию и поставку двух головных образцов высокоскоростного подвижного состава с последующим вовлечением в эксплуатацию на ВСМ Москва — Санкт-Петербург по общей схеме. Стоимость этого контракта составляет 12 млрд руб.
Высокоскоростная железнодорожная линия определяется как специализированная двухпутная электрифицированная для эксплуатации поездов со скоростями 200-400 км/ч. В России пока таких дорог нет. Пилотным проектом станет ВСМ Москва — Санкт-Петербург, которая будет полностью введена в 2028 году, время в пути сократится до двух часов 15 минут. В дальнейшем планируется создание сети высокоскоростных магистралей в России.