Социальные лифты для юных исследователей
Обнинск инновационный
Продолжается проект «Научный потенциал России»: создание социального лифта для юных исследователей», который направлен на вовлечение школьников в науку, на обучение педагогов и школьников исследовательским компетенциям. Проект проводится Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» с использованием гранта президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Современные технологии позволяют заниматься обучением дистанционно. Для этого эксперты МАН «Интеллект будущего» подготовили серию вебинаров и дистанционных курсов — как для школьников, так и для педагогов.
Дистанционные курсы для школьников: «Как стать успешным: развитие коммуникативных компетенций как способ повышения социальной мобильности», «Развитие критического мышления через исследовательскую деятельность», «Креативность — этапы творческой деятельности».
Дистанционные курсы для педагогов: «Методы мотивации учащихся для занятий исследовательской деятельностью», «Основные этапы исследовательской работы: от выбора темы до защиты на конференции», «Методологическая грамотность педагога как руководителя исследовательских работ школьников».
Каждый курс уникален и позволяет качественно проработать предлагаемую тему. Опыт показывает, что даже родители, которые прошли курсы, например, по организации исследовательской работы, смогли помочь ребёнку выполнить исследование на высоком уровне.
Конечно, в очном формате обучение проходит интенсивнее, сопровождается положительными эмоциями. Так произошло и на очном Всероссийском педагогическом Форуме «Образование: будущее рождается сегодня», который завершил работу 17 декабря.
Программа форума предусматривала следующие мероприятия:
— Курсы повышения квалификации по теме «Исследовательская и проектная деятельность учащихся на современном этапе», мастер-классы ведущих ученых и педагогов, лекции;
— Экспресс-сессия «Лучшие педагогические практики выстраивания социальных лифтов для юных исследователей». Эта форма обмена опытом работы пришлась по душе всем педагогам, потому что позволила за короткое время познакомиться с тем, как работают коллеги в разных регионах России. Здесь же завязались контакты, возникли идеи совместных проектов.
О перспективах развития движения научных объединений учащихся говорили на неформальной конференции EduCamp. Отметили, что Малая академия наук «Интеллект будущего» стала настоящим ресурсным центром для этих организаций, а сайт – заочным институтом повышения квалификации.
Особенность всех очных проектов – проведение командных профессиональных игр. Программа этого форума тоже предполагала командную работу. Например, на игре «В поисках счастливой профессии» эксперт МАН Елена Федоровская предложила педагогам варианты поиска школьниками своего пути самосовершенствования и выбора профессии.
Ярким событием для педагогов стали мастер-классы от ведущих ученых. Например, Ольга Панченко выступила с темой «Виртуальное путешествие в пространство культуры, науки, искусства, образования, воспитания. Сценарии будущего», а представитель института РАО (Москва) Виктор Голованов остановился на вопросах дополнительного образования детей в своём выступлении «Современное дополнительное образование детей как социальное пространство детства». Светлана Коновалова(Обнинск, ФТШ, МАН) провела практикум «Развитие творческих способностей на основе ТРИЗ» — его особенность в сочетании изобретательских приёмов с математикой. Авторская разработка Светланы Григорьевны вызвала большой интерес.
Всегда поражает, насколько артистичны и эмоциональны бывают педагоги – это просто театр одного актёра! Именно как театральное представление провёл свой мастер-класс Артур Заруба, абсолютный победитель одного из конкурсов «Учитель года России».
Педагоги, в том числе из Обнинска, учились радостно, используя каждую новую встречу для того, чтобы применить новые знания для работы с детьми, для успешного вовлечения школьников в исследовательскую деятельность.
Подробнее о состоявшемся педагогическом форуме расскажем в следующих номерах газеты.
Пресс-служба МАН «Интеллект будущего»