Светлана Коновалова: «Не натаскивать, а увлекать!»
Обнинск инновационный
К 35-летию конференции «Юность, наука, культура»
Преподаватель математики Светлана Григорьевна Коновалова шутит, что, окончив в своё время девятую обнинскую школу, просто не могла уклониться от педагогической стези. По неофициальной статистике, выпускники этого учебного заведения чаще других становятся учителями.
Выбор на всю жизнь
Свою профессию Коновалова очень любит. Хотя поначалу она мечтала выучиться на хирурга. И наверняка врач из неё получился бы тоже хороший. Ведь в любую работу Светлана Григорьевна погружается целиком, ничего не делает вполсилы. Таков её жизненный принцип.
Однако в старших классах у Светланы изменились предпочтения. Она окончила заочную физматшколу при МГУ, а документы подала в Московский авиационный институт. Конкурс в престижное учебное заведение был высокий, но абитуриентка из Обнинска справилась. После вуза получила диплом инженера-экономиста с правом преподавательской деятельности. Затем вышла замуж и погрузилась в семейные заботы. Но в итоге судьба сама привела её в школу.
— На нашей выпускной фотографии директор школы Валентина Васильевна Сыщикова вывела крупными буквами: «Врач хорошо, а учитель — лучше». Это был знак для меня. В старших классах она даже иногда доверяла мне вести уроки вместо себя. И я дорожила этим доверием, — рассказывает Светлана Григорьевна. — Не думала, что когда-нибудь снова доведётся стоять у доски и объяснять ученикам очередную тему. Но когда я была в декретном отпуске, ко мне зашла соседка, завуч школы, и попросила взять два класса. Я развела руками: а с кем оставлю своих малышей? В итоге брала детей с собой в школу, за ними там по очереди присматривали другие учителя. Так и началась моя педагогическая деятельность.
Несмотря на эти сложности, работа понравилась, с первого же дня Светлана Григорьевна поняла: школа — её призвание.
Учиться надо постоянно
Коновалова никогда не ограничивалась только школьной программой, старалась давать ребятам дополнительные знания, каких нет ни в одном учебнике. В сложные девяностые годы не задумывалась о смене профессии, а искала и находила новые формы преподавания. В частности, прошла обучающий курс по теории решения изобретательских задач — ТРИЗ.
Кружок ТРИЗ действовал в обнинском Доме учёных. Именно там Светлана Григорьевна узнала о необычной методике. А сейчас сама ведёт это направление в Малой академии наук «Интеллект будущего», в летних школах, на курсах и семинарах.
В начале своей педагогической карьеры Коновалова училась новому у коллег. К примеру, посещала кружок для малышей «Развитие творческого воображения», который вела талантливый преподаватель Татьяна Васильевна Ляшко.
— Мне эти развивающие занятия очень нравились, я даже потом прослушала в Москве специальный курс, а в Обнинске с двумя коллегами организовала Центр этического развития ребенка, который работал несколько лет, — вспоминает Коновалова.
Не всё задуманное получалось сразу, но Светлана Григорьевна шла вперёд и не останавливалась на достигнутом. Одним из главных направлений обозначила для себя развитие детей. Именно поэтому 23 года назад её заметили и пригласили работать в Малую академию наук «Интеллект будущего».
Поначалу Коновалова вела в академии семинары по развивающим играм, которые сама же придумывала. А позже работала уже в качестве эксперта.
— Интеллектуальных игр сейчас очень много. Но 20 лет назад они были намного интереснее. Мы, авторы-педагоги, вкладывали в них всю душу. Участникам игр приходилось и подумать, и руками поработать. Каждый ощущал себя членом команды и в то же время должен был показать, на что способен конкретно он. Ведущие взаимодействовали с аудиторией, состоящей примерно из ста человек, — пояснила Светлана Григорьевна.
Малая академия наук проводит в Обнинске множество внешкольных мероприятий — турниры, марафоны, выездные олимпиады. На очных турнирах Коновалова рецензирует работы, а на конференциях проводит мастер-классы для педагогов и учащихся, в том числе по ТРИЗ-математике, классической математике, разбору олимпиадных задач, разработке и проведению игр математического направления.
— Мой блок в Малой академии наук — турниры по математике, — рассказывает она. — И в летних выездных лагерях, куда приглашают одарённых детей, я тоже работаю. Для педагогов тоже мастер-классы провожу и лекции читаю. Сама раз в два года обязательно повышаю квалификацию. Учиться надо постоянно. Езжу на лекции в МГУ. Посещаю курсы, которые читают авторы наших учебников. Недавно прослушала 32-часовой курс «Банковские задачи» — его вели составители заданий ЕГЭ.
Ученики Коноваловой делают большие успехи. В позапрошлом году, например, пять её выпускников поступили в МГУ. Трое из них — на факультет вычислительной математики. Одна из учениц — Анастасия Клещенко — набрала на ЕГЭ по математике 96 баллов. Это очень высокий результат, ведь максимальные сто баллов в прошлом году по всей России набрали всего 124 выпускника.
«Со старшеклассниками интересно спорить…»
За 26 лет педагогической деятельности Светлана Григорьевна успела поработать и в школах, и в вузах. Семь лет отдала обнинской гимназии, трудилась в Среднерусском гуманитарно-технологическом институте, в Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ. В высших учебных заведениях Коновалова вела три предмета: матанализ, математическую статистику и эконометрику.
И со студентами, и со школьниками она всегда умела находить общий язык. В Среднерусском гуманитарно-технологическом институте (СГТИ) её даже несколько лет назад по результатам опроса студентов признали лучшим педагогом года.
— Мне нравится работать со старшеклассниками. Пятиклашек тоже учу, но ребята постарше интересны как собеседники. Малышам нужно больше давать, а настоящее удовольствие от работы получаешь, когда взаимодействуешь уже с самостоятельными личностями. Эти ребята имеют собственное мнение, с ними интересно спорить. Это совсем другой уровень общения — партнёрский. Задания я им даю уже серьёзные, сложные. Решаем олимпиадные задачи, — рассказывает Светлана Григорьевна.
Она не делит учеников на способных или неспособных. И не берётся определять, есть ли у ребёнка математический талант. По её словам, дети часто раскрываются с самой неожиданной стороны. И если правильно с ними работать, то даже ученик, который, казалось бы, не проявлял особых способностей, может сделать большой рывок. Чаще всего это означает, что в начальной школе такого ребёнка недостаточно развивали, считает она.
— Конечно, успех зависит ещё и от таких факторов, как генетика, трудолюбие, характер, позиция родителей. Мы же здесь не натаскиваем ребят, а развиваем их. Поэтому делить детей на способных и неспособных неправильно. Любое клеймо задаёт ограничительные рамки. Дети это хорошо чувствуют. Я всегда говорю родителям: не надо называть ребёнка бестолковым. Скажите лучше: «Да, у тебя пока не получается, но давай разберёмся, в чём проблема», — поясняет Коновалова.
Светлана Григорьевна уверена: практически любого ребёнка при правильном подходе можно увлечь науками. Даже такими сложными, как физика и математика.
Е.Михайлова
МАН «Интеллект будущего»